Вопросы по Рассказу о Любви

Вопросы по Рассказу о Любви.rar
Закачек 1005
Средняя скорость 5828 Kb/s

Вопросы по Рассказу о Любви

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

Познавательно-развлекательный проект

Навигация по записям

Проблемные стороны нашей жизни изображены в рассказах Чехова поистине в совершенстве. Это огромная его заслуга. А вместе с тем значимость его произведениям придает изящная и высокохудожественная манера письма. Рассказ «О любви» поучителен; он оставляет место для размышлений. Что есть «любовь»? Когда она зарождается, достигает своего пика и гаснет? Давайте вспомним рассказ А.П.Чехова «О любви» и ответим на вопросы викторины.

1. Когда был написан рассказ «О любви»?
Весной 1893 года
В июле 1898 года +
В январе 1899 года

2. В каком журнале был впервые опубликован рассказ?
«Русская мысль» +
Альманах «Петербург»
«Отечественные записки»

3. Укажите рассказы, которые вместе с рассказом «О любви», входят в «Маленькую трилогию» Чехова?
«Человек в футляре» +
«Ионыч»
«Крыжовник» +

4. Какое учебное заведение окончил главный герой рассказа, Алехин?
Институт
Университет +
Академию

5. Какое печатное издание Алехин любил читать перед сном?
«Наука и жизнь»
«Северная пчела»
«Вестник Европы» +

6. Какое известное выражение употребил Алехин при обсуждении вопроса «Как зарождается любовь»?
«Тайна сия велика есть» +
«Любовь — враг объективности и беспристрастности»
«Любви все возрасты покорны»

7. Какую должность занимал герой рассказа Луганович?
Товарищ председателя окружного суда +
Адвокат
Секретарь

8. Как звали жену Лугановича?
Елизавета Власьевна
Дарья Петровна
Анна Алексеевна +

9. Что удерживало Алехина в имении Софьино?
Любовь к природе
Интересные соседи
Необходимость выплаты долга +

10. Как относился Алехин к сельскохозяйственным работам?
С отвращением +
С энтузиазмом
Равнодушно

11. В каком возрасте Анна Алексеевна познакомилась с Алехиным?
Не старше двадцати двух лет +
В двадцать три года
Двадцати пяти лет

12. На каком музыкальном инструменте играли Лугановичи после обеда?
На виолончели
На рояле +
На скрипке

13. Было ли чувство между Алехиным и Анной Алексеевной взаимным?
Да +
Нет

14. Какая пословица упоминается в рассказе Чехова «О любви»?
«Охал дядя, на чужую любовь глядя»
«Любить тому тяжело, кто помнит зло»
«Не было у бабы хлопот, так купила порося» +

15. По какой причине Алехин не стал отстаивать свое право на любовь?
По нерешительности характера
По недостаточности чувств
По идейным соображениям

В последнем вопросе мы намеренно не указываем правильный ответ, оставляя выбор за читателем

Разделы: Литература

Цель:

  • Продолжить изучение темы любви в русской литературе.
  • Раскрыть особенности изображения взаимоотношений мужчины и женщины в рассказе “О любви”.
  • Развить умение учащихся анализировать художественный текст, определять конфликт произведения и авторское отношение к поставленному вопросу.
  • Воспитать чуткое отношение к любви, способность понимать переживания другого человека.

Оборудование: Портрет А.П. Чехова, репродукции портретов русских художников второй половины XIX – начала XX века с изображением женщин, доска или лист ватмана для составления кластера. (В данной разработке использованы репродукции Серова, Врубеля, Крамского, Васнецова, Браза.)

Как зарождается любовь (…) поскольку в любви важны вопросы личного счастья – все это неизвестно и обо всем этом можно трактовать как угодно.

А что такое счастье? Кто это знает? По крайней мере, я лично, вспоминая свою жизнь, ярко сознаю свое счастье именно в те минуты, когда казалось тогда, я был наиболее несчастлив…

Из письма А.П. Чехова
по воспоминаниям Л.А. Авиловой

1. Выразительное чтение стихотворения А.А. Ахматовой подготовленного ученика. (Стадия вызова)

Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.

И я стану — Христос помоги! —
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,

И, печальную весть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво.
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.

Беседа с учениками:

— Какое настроение выражено в этом стихотворении Ахматовой? Какими предстают образы лирической героини и ее возлюбленного? (Возможно, ученики укажут на чувство светлой печали и отчаяния. Героиня прощается с любовью, но она одновременно счастлива, испытав это чувство. Очевидно, что героиня старается посмотреть на себя со стороны, представляя, что могут подумать подрастающие поколения, но в то же время она надеется на снисхождение и понимание будущих читателей).

Возможно, в некоторых классах допустим будет рассказ о биографической основе данного произведения. Детская писательница Л.А. Авилова утверждала, что в рассказе “О любви” отражены ее взаимоотношения с Чеховым – “роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет”. Опубликованные воспоминания писательницы “А.П. Чехов в моей жизни” переиздавались неоднократно. В них Авилова пишет о том, что после прочтения рассказа “О любви” написала Чехову письмо, в котором благодарила за честь “фигурировать героиней хотя бы маленького рассказа”. Воспоминания Авиловой вызвали разноречивые отклики. И.А. Бунин, хорошо знавший Авилову и ценивший в ней “правдивость, ум, талантливость”, полагает, что с воспоминаниями Авиловой “биографам Чехова придется считаться”.

Однако нужно понимать: несмотря на связь рассказа с жизнью писателя, мы должны видеть в произведении художественные образы, в которых отражаются чувства, свойственные разным людям, может быть, всем людям, жившим в определенную историческую эпоху.

2. Вступительное слово учителя. Мы продолжаем говорить о любви. Каждый писатель, поэт раскрывает это чувство по-своему, но мы, как читатели, прислушиваемся, стараемся понять, выбрать свои ценности. Что такое любовь? Как она зарождается? На какие жертвы идут мужчина и женщина ради этого чувства? Поговорим об этих “роковых вопросах”.

3. Определяются условия выполнения основного задания урока – характеристики героев рассказа “О любви”. Предлагаем разделить класс по группам или дать задания по вариантам. Ученикам предлагается рассказать о судьбе и характере Алехина и Анны Алексеевны Луганович. Ученикам предлагается основа для ответов: биографические сведения, история знакомства и описание отношений, реплики героев, внутренний анализ Алехина. При этом важно обратить внимание на подтекст, ключевые цитаты, развитие отношений героев. (Стадия осмысления материала). Учитель на данном этапе урока выступает как консультант, собеседник.

4. Определение результатов работы, составление кластера. Ученики сообщают о своих находках. В это время учителем, ассистентами заполняется таблица, которая помогает в графической, тезисной или схематичной форме отразить самые важные мысли.

5. Подведем итоги первого этапа рассуждений: персонажи были готовы к тому, чтобы полюбить друг друга, они похожи в своем одиночестве и неудовлетворенности жизнью. Автор романтизирует отношения героев, рисует их с теплым чувством, приглашает читателя к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне. Культура XIX – начала XX века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности в подрастающем поколении. Обратите внимание на репродукции русских художников. Перед вами женские портреты, сколько в них обаяния, нежности, тепла! Скажите, какой портрет, по вашему мнению, мог бы стать иллюстрацией к рассказу А.П. Чехова.

6. Перед учащимися ставится проблемный вопрос: почему герои не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое счастье? Ответы на эти вопросы могут привести к дискуссии: с одной стороны – страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой – это новая форма футляра в человеческой жизни; с другой стороны – герои осознавали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в российском обществе как высшие ценности. Учитель должен поддержать желание учеников найти ответ в тексте рассказа Чехова, в собственном опыте, в своей душе. (Стадия рефлексии)

7. Подведение итогов. Ученикам предлагается вернуться к эпиграфу урока и ответить на вопрос: как вы понимаете авторское отношение к поставленным перед читателями вопросам? Нужно обратить внимание учеников на то, что Антон Павлович в своем творчестве не дает ответов, не диктует правила поведения, он воспитывает в читателе способность рассуждать, мыслить, сочувствовать людям.

Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказ И.А. Бунина “Кавказ”.
  2. Подготовить устное рассуждение по вопросу: в чем счастье и несчастье героев?
  3. Сопоставить сюжеты и героев рассказов Чехова и Бунина. Выявить сходство и различие позиций авторов к вопросам любви.

Список литературы.

  1. Громов М.П. Чехов. – М: “Молодая гвардия”, 1993 г.
  2. Мировое искусство. Русская живопись. – СПб: ООО “СЗКЭО “Кристалл”, 2007 г.
  3. Столбунова С.В. Материалы курса “Как построить нетрадиционный урок русского языка” — М: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006 г.
  4. Чехов А.П. Собрание сочинений в 8 томах. – М: “Правда”, 1970.
  5. Чудное мгновение. Любовная лирика русских поэтов в 2-х книгах. – М6 “Художественная литература”, 1988 г.


Статьи по теме