Управление Качеством Таможенных Услуг Курсовая

Управление Качеством Таможенных Услуг Курсовая.rar
Закачек 2577
Средняя скорость 6949 Kb/s

Управление Качеством Таможенных Услуг Курсовая

Страницы работы

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы управления качеством таможенных услуг. 5

1.1. Сущность, содержание и виды таможенных услуг. 5

1.2. Понятие качества таможенных услуг. 10

1.3. Управление качеством таможенных услуг. 11

Глава 2. Анализ управления качеством таможенных услуг в таможенных органах. 14

2.1. Оценка качества таможенных услуг и удовлетворенности участников внешнеэкономической деятельности. 14

2.2. Анализ эффективности функционирования отдельных элементов процесса управления качеством таможенных услуг. 19

Глава 3. Проблемные вопросы в управлении качеством таможенных услуг. 25

3.1. Выявление проблем управления качеством таможенных услуг. 25

3.2. Перспективы развития управления качеством таможенных услуг. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 39

В настоящее время ведущей деятельность является предоставление услуг. Таможенная деятельность – это своеобразная государственная услуга участникам внешнеэкономической деятельности. Как и любой другой вид деятельности, таможенная услуга должна соответствовать определенным критериям качества. Критерии качества таможенной деятельности в соответствии с ее видом должны определяться заказчиком и потребителем, т.е. Правительством Российской Федерации или от его имени Федеральной таможенной службой (ФТС) и участниками ВЭД, или от их имени объединениями предпринимателей.

Актуальность работы определена тем, что в условиях развития в России рыночных отношений влияние на внешнеэкономическую деятельность такого фактора как качество предоставления таможенных услуг приобрело определяющее значение.

От качества таможенных услуг напрямую зависит ускорение и упрощение процессов таможенного оформления и таможенного контроля, минимизация временных и финансовых издержек участников ВЭД, которые они неизбежно несут при прохождении установленных государством таможенных процедур. Именно поэтому в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности вопрос о наиболее выгодном, с экономической точки зрения, таможенном обслуживании внешнеэкономической деятельности стал особенно актуальным. Только грамотно управляя качеством таможенных услуг — ускоряя и упрощая процессы таможенного оформления и контроля в целях минимизации неизбежных временных и финансовых издержек участников ВЭД, государство может сделать добропорядочную деятельность во внешнеторговой сфере экономически выгодной.

Объектом исследования являются таможенные услуги, предметом исследования – качество предоставляемых таможенных услуг.

Целью работы является выявление проблем в управлении качеством таможенных услуг и перспектив его развития. Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

· рассмотреть теоретическую базу управления качеством таможенных услуг;

· дать общую характеристику оценкам качества таможенных услуг и удовлетворенности участников внешнеэкономической деятельности;

· выявить проблемные вопросы в управлении качеством таможенных услуг и перспективы его развития.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы управления качеством таможенных услуг

1.1. Сущность, содержание и виды таможенных услуг

На современном этапе одной из ведущих деятельностей является предоставление услуг. Не исключение и таможенная служба. Таможенные органы предоставляют таможенные услуги не только участникам внешнеэкономической деятельности, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.

Для начала стоит рассмотреть понятие услуг. На данный момент существует множество подходов к определению этого понятия. Так, например, К. Маркс описывает услугу как «потребительную стоимость, воплощенную и в товаре, и в виде «чистых» услуг, не получающих в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя». [11]

Ф. Котлер дает другую интерпретацию понятия услуга: «Любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо». [9]

П.С. Завьялов и В.Е. Демидов рассматривают услугу как «действие, результатом которых является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной полезный эффект» [7]

Таким образом, услуги имеют уникальные свойства, отличающие их от других продуктов или промышленных товаров. Например, М. Мак-Дональд и Э. Пэйн приписывают услугам четыре качества [17]:

● неосязаемость — услуги в значительной степени абстрактны и именно неосязаемы;

● гетерогенность — услуги бывают исключительно разнообразными и не поддающимися стандартизации;

● неотделимость — услуги обычно создаются и потребляются одновременно и при участии самого потребителя;

● недолговечность — услуги невозможно хранить на складе.

Управление качеством таможенных услуг.doc

Сибирское таможенное управление (включает в себя 19 таможен: Алтайскую, Братскую, Бурятскую, Горно-Алтайскую, Забайкальскую, Иркутскую, Кемеровскую, Красноярскую, Наушкинскую, Новосибирскую, Омскую, Толмачевскую, Томскую, Тывинскую, Хакасскую, Читинскую, Восточно-Сибирскую оперативную, Сибирскую оперативную, Сибирскую тыловую);

Дальневосточное таможенное управление (включает в себя 16 таможен: Амурскую, Биробиджанскую, Благовещенскую, Ванинскую, Владивостокскую, Гродековскую, Камчатскую, Магаданскую,

Находкинскую, Сахалинскую, Уссурийскую, Хабаровскую, Хасанскую, Чукотскую, Якутскую, Дальневосточную оперативную).

РТУ осуществляют руководство таможенным делом в своем регионе, который определяет ФТС России. В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными таможенными
правонарушениями, организационное, материально-техническое, финансовое, кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятельности и деятельности подчиненных органов. Правовой статус РТУ регламентируется Приказом ГТК РФ от 10.10.2002 г. № 1082, утверждающим Общее положение о РТУ.

Непосредственно РТУ подчиняются таможни. Существуют таможни
непосредственно подчиненные ФТС. В задачи таможен входит
осуществление таможенной деятельности в своем регионе, в том числе по
таможенному оформлению товаров, помещению их под определенный
таможенный режим, производству таможенных процедур, взиманию
таможенных платежей, таможенному контролю. Таможни являются
правоохранительными органами, обеспечивающими в пределах своей
компетенции исполнение законодательства об уголовном и
административном производстве. Свою деятельность таможни осуществляют
через таможенные посты. Структура, штатная численность работников
таможни определяются РТУ.

В отличие от ФТС, РТУ и таможен таможенные посты не являются юридическим лицом (за исключением особых случаев, определяемых специальными приказами ФТС). В задачи таможенного поста входит непосредственное осуществление таможенного дела, таможенное оформление и таможенный контроль на вверенном участке, борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Структура, штатная численность работников, руководитель таможенного поста определяются вышестоящей таможней.

ГЛАВА II ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Управление качеством во многих развитых странах является заботой не только отдельных организаций, но и рассматривается как общенациональная проблема.

Можно выделить 4 уровня, в соответствии с которыми создаются организации по управлению качеством:

  • международный (межнациональный);
  • национальный (государственный);
  • отраслевой;
  • общефирменный.

Рассмотрим организации по управлению качеством продукции, действующие на этих уровнях.

На международном уровне действует Европейская организация по качеству (ЕОК), созданная в 1957 году. Она является ведущей международной неправительственной организацией в области качества. Членами ЕОК являются национальные организации по стандартизации и качеству (от России — Госстандарт).

Основными целями создания ЕОК являются разработка, совершенствование и пропаганда практических методов и теоретических принципов управления качеством.

В состав ЕОК входят технические комитеты: по надежности, статистическим методам, терминологии, вопросам стандартизации в управлении качеством, подготовке кадров и др.

ЕОК проводит ежегодные конференции, на которых происходит обмен опытом и мнениями по проблемам качества продукции, пропагандируются последние достижения в решении теоретических и практических вопросов качества. Публикуются труды ежегодных конференций, выпускается журнал «Качество» («Quality»).5

Наряду с ЕОК действуют и другие межнациональные организации по качеству. Так, в рамках военного блока НАТО имеется система документов по качеству военной продукции, в основном базирующихся на НТД США.

На национальном (государственном) уровне действуют национальные организации по качеству. Среди них одна из самых крупных — Американское общество по контролю качества (АОКК), созданное в 1948 году на общественных началах. В состав АОКК входят представители крупнейших фирм, корпораций, научно-исследовательских организаций США. АОКК имеет отделения в США и за рубежом. АОКК занимается разработкой организационных основ служб управления качеством на предприятиях, способствует внедрению передовых методов управления качеством, организует обучение специалистов, ведет издательскую деятельность.

Другая крупная национальная организация по качеству — Японский союз инженеров и научных работников. Основными видами деятельности этой организации являются: проведение исследований в области управления качеством продукции, обучение и переподготовка кадров, пропагандистская и издательская деятельность. Специалисты союза проводят обследование фирм — претендентов на премию Деминга. Эта премия была учреждена в Японии в 1951 году в честь Эдвардса Деминга, одного из ведущих специалистов США по внедрению статистических методов контроля качества. Премия Деминга может присуждаться как отдельным специалистам за теоретическую разработку статистических методов контроля, так и фирмам за их практическое применение. Японский союз инженеров и научных работников проводит ежегодные месячники качества и все японские съезды кружков качества, организует конференции и симпозиумы.

Кроме общенациональных организаций, которые занимаются всеми направлениями по управлению качеством, в зарубежных странах на государственном уровне действуют организации, занимающиеся отдельными проблемами управления качеством продукции. Так, в Швеции созданы правительственные инспекции по качеству экспортных товаров, которые выполняют функции контроля. В Великобритании на государственном уровне функционируют системы обобщения и анализа опыта разработки, производства и применения изделий (главным образом, военного назначения)6.

На отраслевом уровне в ряде стран в различных сферах деятельности действуют системы обобщения и анализа опыта обеспечения качества. Так, например, в США такая организация есть по морской и авиационной технике.

На общефирменном уровне управление качеством осуществляется специально создаваемыми в фирме службами управления (обеспечения) качества. В крупных корпорациях при системном подходе к качеству продукции эти службы органически вписываются в систему управления фирмой, которая имеет, как правило, достаточно сложную организационную структуру.

В конце 80-х годов на основе дальнейшего развития системно-комплексного подхода к управлению качеством был сформирован и чисто европейский подход, в соответствии с которым политика в области качества рассматривается как главный элемент системы управления предприятием, через который реализуются его основные цели. Данная концепция (MPS — «система управления предприятием на основе политики в области качества») позволяет связать программы качества со стратегическими целями фирмы в достижении коммерческих результатов.

Во многих промышленно развитых странах были приняты стандарты на системы управления (обеспечения) качеством. На базе обобщения опыта по управлению качеством разработаны и международные стандарты, которые были рассмотрены раньше.

Новые подходы к обеспечению качества требуют массового переобучения персонала и организации обучения специалистов вопросам качества. Всеобщее обучение персонала вопросам качества осуществляется пока только в Японии. В США только несколько компаний следуют этому, остальные обучают и переобучают только специалистов по управлению качеством (10-15% общей численности служащих фирм).

Европейская организация по качеству в 1991 году учредила единый порядок аттестации и обучения специалистов по качеству и сертификации. Установлены три уровня специалистов по качеству: ведущий аудитор, аудитор и инженер по качеству. Все они должны иметь базовое специальное высшее образование, пройти дополнительное обучение и аттестацию, иметь определенный стаж работы в управленческой деятельности.

Затруднительно применение названного опыта к управлению качеством таможенных услуг, но всё же попытаемся это сделать.

Таможенные услуги — это услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности государства, с обеспечением интересов национальной экономики и направленные на развитие внешнеэкономических связей. Уже в первом приближении достаточно очевидна двойственная природа таможенных услуг. Так, в контексте государственного строительства таможенный потенциал непосредственно ориентирован на рынок государственных услуг; в сфере же ВЭД — на рынок частных услуг: в широком плане — на услуги бизнес сообществу, в узком – конкретному участнику ВЭД.

Значимость эффективной борьбы с нарушениями таможенных правил трудно переоценить. Сейчас очевиден рост такой преступности. Рассматриваемая проблема напрямую связана с экономической безопасностью страны. Проводимые в России экономические реформы и либерализация внешней торговли повлекли за собой резкое увеличение числа участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и, как следствие, рост правонарушений в сфере таможенного дела. В этой связи повышается степень необходимости проведения последующего таможенного контроля в различных формах, включая таможенные ревизии.

Что же касается таможенного контроля, то настоящее время таможня начинает практиковать последующий таможенный контроль, то есть контроль после выпуска товаров. Необходимость последующего таможенного контроля в форме проверок финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) признаётся большинством таможенных служб мира. Так, программа Европейского Союза (ЕС) в качестве одного из основных направлений повышения эффективности деятельности таможенных служб предлагает использование постимпортного и аудиторского контроля.7

Сертификация должна обеспечить ввоз в РФ товаров, соответствующих стандартам и другим национальным документам, устанавливающим обязательные требования к товарам, исходя из российского законодательства. При этом должны обеспечиваться безопасность и экологическая чистота товаров; функциональные свойства товаров; уверенность в объективности и компетентности оценки товаров при их сертификации; оперативность сертификации и удобство для заявителя; взаимное признание зарубежных сертификатов и протоколов испытаний.

При сертификации проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие: провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и т.п.; полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленных во всех нормативных документах для этой продукции, также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях ее использования, хранения и транспортирования.

Для целей таможенного оформления и таможенного контроля используется заверенная копия сертификата, которая должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание. Копия сертификата остается в делах таможенного органа и возврату декларанту не подлежит.


Статьи по теме