Сочинение Философские Мотивы в Лирике Пушкина

Сочинение Философские Мотивы в Лирике Пушкина.rar
Закачек 2524
Средняя скорость 2918 Kb/s

Сочинение Философские Мотивы в Лирике Пушкина

В лирике Пушкина конца 1820х годов стремительно нарастают философские мотивы, раздумья о жизни и смерти, покаянные настроения, предчувствия новых бурь и тревог:
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне.
Так начинает Пушкин стихотворение «Предчувствие» (1828), в котором исчезает юношеская беззаботность и удивлявшая ранее способность поэта находить выход из мрачных настроений, из роковых вопросов в радостях жизни, в любви, в прелести и красоте бытия. Теперь эти радости омрачаются ожиданием разлуки, причем вечной разлуки, «неизбежного грозного часа». В свете предстоящего конца жизнь приобретает какойто иной, свободный от буйной чувственности, одухотворенный смысл:
Ангел кроткий, безмятежный,
ихо молви мне: прости.
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней.
В «Дорожных жалобах» (1829) сказывается утомленность неукорененной, кочевой, неприкаянной жизнью:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Свою судьбу, странническую, скитальческую, поэт воспринимает в общерусском контексте: здесь и русское бездорожье как в прямом, так и в широком, историческом смысле, и капризы непредсказуемого русского климата опятьтаки в двух его ипостасях — природной и общественной, здесь и незащищенность личности от всякого рода неожиданностей, здесь и всероссийская беззаботность, равнодушие ко всякого рода комфорту и уюту:
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Особенно настойчиво в творчестве Пушкина этих лет возникает мучительный вопрос о смысле жизни:
От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу. («Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»)
Здесь его поэзия достигает порога, за которым теряется разум и начинается область веры.
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь своим мечтам.
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час.
Юность «безумна» не в смысле «глупости», а в смысле самоудовлетворенности и самоупоенности радостями земного бытия, замкнутостью ее душевного горизонта прекрасными мгновениями настоящего. Теперь возраст Пушкина, от фазы зрелости, подходит к порогу мудрости с ее способностью бескорыстно-созерцательного восприятия:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Стихи прекрасны удивительной щедростью пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь, уже ничего не требуя от нее для себя. Тут высшая форма созерцательно-духовной самоотдачи всей полноте земного бытия, которая для Пушкина прекрасна сама по себе, безотносительно к личным желаниям и притязаниям.
«Бесы» (1830) — это тоже «дорожные жалобы», но уже иного, духовного свойства: потерянность человека в этой жизни, на ее заметенных снегом дорогах, в вихрях метелей, в завывании ветров — в духовном бездорожье, вселяющем ужас:
Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне.
«Стихи христианина, русского епископа в ответ на скептические куплеты! — это, право, большая удача»,— сказал Пушкин и, продолжая диалог, написал ответ митрополиту Филарету:
В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал.
И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт.
Все чаще и чаще оглядывается Пушкин на пройденный путь и все решительнее подвергает свою жизнь критическому, нелицеприятному и беспощадному суду перед лицом вечности, у двери которой остановился теперь его поэтический гений. Исповедальные, покаянные мотивы наиболее сильно прозвучали в стихотворении «Воспоминание»:
Когда для смертного умолкнет шумный день
И на немые стогны града Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда, В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья: В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья.
В этих стихах Пушкин поднимается до высокой торжественности языка церковных канонов и божественной литургии. «Шумный день» в соседстве со словом «смертный» приобретает не только прямой, но еще и обобщенный оттенок мирской суеты. «Немые стогны града» — уже не простые площади города, а православнохристианский образ освободившейся от шума страстей души, которая замерла, накрытая полупрозрачной тенью ночи, как покаянной епитрахилью. В ночной тишине, освобожденная от суетных оков, она готова к исповеди перед Богом. Прожитая жизнь развивается перед ней в виде свитка, на котором написаны все добрые и все злые, греховные дела. Пушкин использует здесь мотивы житийной литературы, согласно которой душа после смерти проходит через воздушные мытарства. Они начинаются с момента, когда перед нею предстанут на свитках, или хартиях, картины прожитой жизни:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Пушкинское «Воспоминание» — это еще и напоминание о необходимости строгого исполнения христианского долга, которым поэт в юности нередко пренебрегал. В стихах, не вошедших в опубликованный текст, поэт видит потерянные годы, проведенные «в праздности, в неистовых пирах, в безумстве гибельной свободы».
И вот в стихотворении «Монастырь на Казбеке» (1829) Пушкин высказывает новое в его лирике желание:
Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне.

13238 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.
Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Философские мотивы в лирике Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Вариант 1

Размышления о закономерностях бытия, о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, о вере и безверии — эти философские проблемы пронизывают многие лирические произведения А. С. Пуш­кина. Свобода, любовь, дружба, история, искусство, природа — выс­шие философские ценности для поэта. Можно просто перечислить наиболее известные стихотворения поэта, посвященные философс­ким размышлениям: «Бесы», «Вакхическая песня», «Безумных лет угасшее веселье. », «Пора, мой друг, пора. », «Осень», «Вновь я посетил. », — чтобы понять, насколько глубоко и многогранно рас­крывает поэт эту тему в своем творчестве.

В стихотворении «Безверие», которое было написано в 1817 году к выпускному экзамену, автор рассуждает о том, что страх смерти, ощущение одиночества, беспокойство души — неизбежная плата гор­дого человека за отказ от веры. Причину этого тягостного состояния души поэт объясняет охлажденностью сердца: «Ум ищет божества, а — 1дце не находит».

В стихотворении «Демон» (1823) анализируются истоки и причи­ны жизненного разочарования, опасности, которые подстерегают мо­лодого человека в период его вступления в жизнь. Стихотворение от­личается особым драматизмом, что можно объяснить глубоким душев­ным кризисом поэта в начале 1820-х годов. Поэт находится в ссылке, и, несмотря на красоту южной природы и близость друзей, он чув­ствует себя бессильным решать собственную судьбу. Лирический ге­рой стихотворения ощущает, что его душу порабощают, некая злая сила лишает его чувств. «Злобный гений // Стал тайно навещать» поэта и внушать ему мрачные мысли о свободе, любви и дружбе:

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел —

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

Демон, названный в стихотворении «злобным гением» сеет в душе лирического героя сомнения и разочарование, рождает в нем ощущение ничтожности всего окружающего:

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

Демон разрушает все идеалы, он не верит в то, что жизнь имеет смысл, не верит в красоту, искусство, вдохновение, любовь, свободу. Но для поэтического мира Пушкина эти ценности имеют большое значение, поэтому он не соглашается с тем, что отрицание этих цен­ностей может стать истиной, которая открывается человеку, вступа­ющему в жизнь.

Тема Демона получит свое дальнейшее развитие у Лермонтова, Блока.

Ощущением таинственности пронизано стихотворение «Бесы» (1830). Это стихотворение отличает фольклорный, сказочный коло­рит. Бесы — олицетворение зла и вместе с тем — страдающие суще­ства. В стихотворении поэт связывает существование бесов с перво­зданным хаосом, который в любой момент может возродиться и унич­тожить гармонию и устроенность привычного бытия. Присутствие бесов вызывает страх у лирического героя. А финал стихотворения явно окрашен мистическими красками:

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине.

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.

«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. ») и стихотворение «Воспоминание» имеют сходную форму — лирический монолог-ис­поведь. Мысль о моральной ответственности человека за свою жизнь, за все, что несет он миру и людям, объединяет содержание этих про­изведений.

В стихотворении «Воспоминание» лирический герой одинок, мир окружает его тишиной и мраком. Герой подводит итоги собственной жизни Воспоминание, становится суровым судьей, муки совести об­рекают героя почти на физические страдания. Пока человек не пре­одолеет собственные заблуждения, не искупит страданием совершен­ного греха, его будут преследовать страшные мучения. И все же лири­ческий герой находит в себе силы помнить о совершенных ошибках, чтобы эта память и раскаяние поддержали его на жизненном пути.

В «Элегии» лирический герой принимает жизнь, несмотря на все ее испытания:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обльюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Поэт верит в возможность счастья, полноту жизни, среди тех испытаний, которые обрушивает мир на человека.

Стихотворение «Пора, мой друг, пора. » написано в 1834 году. В первых строчках поэт констатирует факт необратимости жизнен­ного процесса:

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Но это не терзает душу мудрого поэта. Он сделал открытие, ко­торое заключается в том, что:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Не стоит искать счастья, как удовлетворения всех желаний. Сча­стье состоит в преодолении метаний души, сосредоточенности на себе самом, собственном внутреннем «я», самых близких людях.

В 1830-е годы в поэзии Пушкина появляется еще один мотив -мотив «дома» души. Размышления о таком «доме души» мы нахо­дим в стихотворении «Осень» (1833). Осень в творчестве А. С. Пуш­кина — совершенно особое время года:

И с каждой осенью я расцветаю вновь.

Пушкин называет осень любимым временем года. В этом сти­хотворении осень — время слияния всех начал бытия. В ней перепле­тается несовместимое: уныние и красота («Унылая пора! Очей оча­рованье!»), жизнь и смерть («Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится»).

Круговорот времен года дан автором в этом стихотворении, но это не только годовой цикл, здесь можно увидеть и круг времени: человек не должен бояться старости и смерти, потому что это начало новой жизни.

С посещением поэтом Михайловского связано стихотворение «Вновь я посетил. ». Воспоминание рождает у поэта не только со­жаление об утраченных годах, протекшей молодости, оно возвраща­ет Пушкина в прошлое, к его семье, родным и близким:

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Особое звучание в этом контексте приобретает рассказ о двух семьях: «семье» сосен и человеческой семье из трех поколений. Обыч­ная человеческая семья из трех поколений имеет великий смысл, потому что только продолжение рода позволит избежать смерти и забвения.

Моральная ответственность человека за свою жизнь, за все, что он несет миру и людям, становится важной философской истиной, открытой Пушкиным в его стихах.

Вариант 2

А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении «Гроб Анакреона» (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

(«Стансы Толстому», 1819)

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.

Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья, —

так писал Пушкин в элегии «Погасло дневное светило» (1820). И в этом, и в стихотворении «К морю» (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые —

Мне вас не жаль, изменницы младые,

Задумчивый, забав чуждаюсь я,-

пишет поэт в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны» (1820).

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реаль но теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В стихотворении «Телега жизни» (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Трудно поверить, что стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или «в соседней долине» умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении «Анчар» (1828), в котором повествует о «древе яда» — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель «к соседям в чуждые пределы».

Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении «Элегия», написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

(«Не дай мне бог сойти с ума», 1833)

Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — «глаголом жечь сердца людей». Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст, —

пишет он в стихотворении «Вновь я посетил. » (1835).

Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.

Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой‑то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о быстротечности жизни, о тайном смысле человеческого существования и о смерти.

Важнейшая особенность философских воззрений Пушкина заключается в том, что мысль о старости и о конце жизни тесно переплетается с мыслью о любви. В стихотворении «Старик» лирический герой вспоминает свою «весну», когда он был «верным служителем» Амура, и мечтает родиться вновь, но лишь для того, чтобы стать еще более усердным слугою бога любви. Но ничто не вечно на земле: ни юность, ни любовь. «Печально младость улетит, и с ней увянут жизни розы» – пишет Александр Сергеевич в одной из своих элегий. Предчувствие «безвременной кончины» рано вторгается в лирику Пушкина. Но если в «Завещании друзьям» поэт заигрывает со смертью, желая умереть и «отлететь веселой тенью» «на тихий берег вод забвенья», то уже в миниатюре 1817 г. читаем следующие строки:

Я мало жил и наслаждался мало …

Но иногда цветы веселья рвал –

Я жизни видел лишь начало …

Многоточия, которыми оканчиваются фразы, словно оборванная жизнь русского гения. Унынием и холодом объято стихотворение «Подражание», где в первой же строфе говорится о смерти: «Я видел смерть; она сидела у тихого порога моего».

Но постепенно юношеское восприятие конца жизни сменяется глубокими раздумьями поэта о смерти как о естественной закономерности, присущей всему живому. Медитативностью и хладнокровным пониманием простого закона Вселенной проникнуто стихотворение 1829 г. «Брожу ли я вдоль улиц шумных …» Взирая на «уединенный дуб», поэт осознает, что «патриарх лесов» переживет его «забвенный век»; а, лаская «милого младенца», он уже думает о неотвратимости расставания и уступает ему «место» «цвести». Бессмертной признается лишь красота «равнодушной природы».

Но не только мотив смерти присущ философским размышлениям Пушкина, но и мотив жизни. Показательно в этом отношении стихотворение «Телега жизни», где молодость, зрелость и старость человека рассматриваются поэтом как три возможности езды. «Утро» жизни – «и мы рады голову сломать» в быстрой скачке, в «полдень» жизни нас уже страшат «и косогоры, и овраги», «под вечер» – мы привыкаем «и дремля едем до ночлега». Символичность нарисованной Пушкиным картины дополняется еще и тем, что не ямщик, а само «время гонит наших лошадей». Понять смысл этой недолгой, но завораживающей езды – вот основная задача поэта. «Жизни мышья беготня … Что тревожишь ты меня?» – вопрошает Александр Сергеевич в «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы». Ответ был найден лишь в 1836 г. Свое земное предназначение Пушкин видит в том, чтобы пробуждать «добрые чувства» в сердцах людей. Он верит, что пока «в подлунном мире жив будет хоть один пиит», ему не умереть, ведь его душа навсегда останется в «заветной лире» и тем самым победит смерть. Поэт не ошибся: легкий и живой язык его поэзии позволяет современному читателю любить и ненавидеть, наслаждаться жизнью и философствовать о смерти, предаваться мечтам и пребывать в бесшабашной веселости – и все это именно так, как делал сам Пушкин. Поэт не погиб на дуэли: он уже 200 лет живет среди нас в своих гениальных рассказах, поэмах, сказках и стихах.


Статьи по теме