Словосочетание Конспект Урока 5 Класс Фгос

Словосочетание Конспект Урока 5 Класс Фгос.rar
Закачек 1868
Средняя скорость 2892 Kb/s

Словосочетание Конспект Урока 5 Класс Фгос

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Разработка урока учителя русского языка и литературы Ивановой Е.Н. «ОШ №11» ЕМР РТ.

Тема: Словосочетание (урок-экскурсия по осеннему лесу).

Цели : продолжить работу над словосочетанием; различать глагольные, именные словосочетания; строить словосочетания по схемам;

повторять знания учащихся за курс начальной школы;

развивать творческие способности учащихся;

прививать любовь к родному языку к родной природе.

Оборудование: кабинет украшен веточками деревьев, листьями, на партах раздаточный материал; на доске – эпиграф к уроку; проектор и экран для показа слайдов.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте! Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

2. Слово учителя.

Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осени» итальянского композитора Антонио Вивальди.

Прослушайте фрагмент песни и ответьте на вопрос :

— Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?

3. Сообщение темы и целей урока.

Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему лесу , полюбоваться красотой родной природы, её богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке , с которыми вы познакомились в начальной школе, продолжим работу над словосочетанием.

4. Работа с эпиграфом.

Обратите внимание на эпиграф урока, давайте его запишем.

5. Орфографическая разминка.

Начнем нашу прогулку с орфографической разминки, которая называется «Урожайная полянка».

Я вам загадываю загадку, а вы записываете отгадку и выделяете орфограммы.

1. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом … (картошка)

2. Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (капуста)

3. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (лук)

4. Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец)

5. Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (помидоры)

6. Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки… (кабачок)

7. Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)

8. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.(морковь)

9. Вертится Антошка на одной ножке,
Где солнце стоит, туда он и глядит.

10. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? (подсолнух)

5. Работа над словом.

Ребята, обратите внимание на слово свёкла.

— Как мы произносим это слово?

— А как наши бабушки называют свёклу?

— А вы любите кушать свёклу?

Свёклу нужно употреблять в пищу. Она содержит много витаминов, углеводов, кальций. Потребление свёклы плодотворно влияет на наши кости и зубы, а кто плохо ест, у того и кариес образуется, и тот плохо растет.

А так же свёкла очищает организм, защищает от рака.

Осень – ещё и грибная пора.

6. Синтаксическая разминка.

Подберезовики и опята красовались на полянке.

— Ребята, а в чем синтаксическая особенность этого предложения?

Нарисуем схему этого предложения.

А теперь тихо встали..

Утром дети в лес пошли
(шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли
(размеренное приседание),
Наклонялись, собирали
(наклоны вперёд),
По дороге растеряли
(ритмичное разведение рук в стороны).

Молодцы. Тихо садитесь.

8. Повторение и закрепление изученного материала.

— Вспомните, что вы знаете о словосочетании?

— Какие бывают словосочетания по главному слову?

На партах лежат карточки со стихотворением А.С.Пушкина. Прочитайте его (выразительное чтение).

Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

( Выписать по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам)

Сущ., + сущ., сущ., + прил., гл., + сущ.,

— Какие словосочетания могут быть в речи средством выразительности?

— Как называют такие прилагательные, которые ярко, образно передают чувства?

Составьте словосочетания, используя слова в скобках. Запишите только те, которые придадут речи образность, выразительность.

9. Поэтическая полянка.

Из предложенных словосочетаний дома нужно было сочинить стихотворение об осени или написать мини-сочинение, нарисовать картину.

— Ребята, что значит пышное природы увяданье?

11. Домашнее задание. Оценки за урок.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Конспект урока русского языка на основе системно- деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС

в 5 классе по теме: «Виды словосочетаний ».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения определять виды словосочетаний по главному слову

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: виды словосочетаний

— сформировать представление о видах словосочетаний по главному слову

— комментировать условия определения СС по главному слову.;

— развивать орфографическую зоркость

— развивать монологическую речь.

Учитель приветствует детей, высказывает добрые пожелания, т.о. создается положительный эмоциональный фон.

— Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок? (Получить новые знания, для этого надо потрудиться)

Я предлагаю прослушать вам песенку. Думаю, она поможет настроиться на работу («Какой чудесный день..»- песенка мышонка из мультфильма)

2. Актуализация и пробное учебное действие.

— Ребята, на доске записаны слова, составьте из них смысловые пары. Какие орфограммы объединяют слова в каждой паре?

Честное, победить, всегда, мечтать, сердце, в бою

-Назовите составленные пары. Как называется это языковое явление?(словосочетание)

-О чём сегодня мы будем продолжать разговор?

-Как вы думаете, всё вы знаете о СС?

А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные сочетания слов на 2 группы, обоснуйте свое решение:

Вернулся отец, низкие деревья, свет падал, пошёл медленно, звон колокольчика, стоял и слушал, у просеки, кричали галки, синие и красные, медленно пошла, около деревни, переливчатый звон.

— На какие группы разделили и почему? (1 группа: словосочетания,2 группа-«незнакомцы»).

-Какие сочетания слов не являются СС? (однородные члены, главные члены, предлог со словом)

— что такое словосочетание?

— Давайте сейчас попробуем выполнить похожую работу: разделите на группы словосочетания:

Рубил в саду, родное село, весенние цветы, отправил письмо, полёт птицы, решил задачу

Все справились с заданием? (Возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Хватает ли нам знаний, чтобы выполнить данное задание?

3. Выявление места и причины затруднения.

— В данном случае все пары слов являются СС. Раз предложено разделить их на группы, значит они должны чем-то отличаться, значит существуют разные виды СС. Какие же?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Итак, какова наша с вами учебная задача? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети формулируют тему урока, затем учитель записывает ее на доске, а учащиеся – в тетради.)

— Каким способом мы попытаемся добыть новые знания? (Способом уточнения, т.е. новые действия мы будем конструировать из ранее изученных на основе наблюдения над языковым материалом)

Какие задачи должны решить?

5. Реализация построенного проекта

Дети выдвигают гипотезы:

С предлогом и без предлога

По главному слову.

Далее учитель предлагает учащимся по группам составить алгоритм

Работа в группах. Сверка по эталону

Новый способ действий фиксируется в речи и знаково:

Словосочетание

Главное слово

Глагол Имя

существительное

— Давайте теперь обратимся к СС, вызвавшим затруднение в начале урока и зафиксируем графически наш выбор.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Выполняем задание на доске , при этом проговаривая вслух выполняемые шаги и их обоснование: требуется распределить СС по колонкам в зависимости от вида (1 ученик у доски, остальные – в тетради).

Возраст деревьев, чистые воды, лежат на полу, рассыпались бусы, изобразил на картине, краски осени, добрый юноша, пение птиц, дружно работать, бег лошади, поздравить друга, гордиться дедом.

7. Самостоятельная работа с взаимопрверкой по эталону.

— Как проверить, усвоена новая тема или нет? (Нужно поработать самостоятельно). Для самостоятельной работы я подготовила следующее задание.

Из предложения выпишите все СС, определите их вид.

Огонь быстро бежал по редкому сосновому лесу против ветра.

— У кого возникли трудности? В чем причина затруднения? (Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляем возможность их исправить.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Работа с текстом стихотворения С.Есенина.

-Какие слова непонятны?

Какие использует автор средства выразительности, чтобы донести до читателя красоту утра и радость от наступления нового дня?

-Заполните таблицу (работа в парах)

9. Рефлексия УД на уроке.

— В конце урока надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.

Домашнее задание: составить по 5 СС глагольных и именных

Конспект открытого урока русского языка Кочкаровой С.Н.

Тема урока: «Словосочетание»

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, 2011; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. «Просвещение», 2013г.

Цель урока: дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строится словосочетание; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Задачи: научить выделять словосочетания в предложении; разбираться в структуре словосочетания; устанавливать связь между словами; объяснять языковые явления.

Умение отличать словосочетания от предложений , определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

УУД личностные: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: умение анализировать словосочетания с точки зрения структурной организации,планирование и регуляция своей деятельности, умение принимать

решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: умение проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; умение выбирать словосочетания из предложения и устанавливать отношения между главным и зависимым словом; умение определять основную и второстепенную информацию; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; умение действовать с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.

Оборудование: 1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. — М.: Просвещение, 2012.

2. Авторская мультимедийная презентация. 3. Мультимедийный проектор. 4. Ноутбук. 5. Карточки для групповой работы.

I . Организационный момент

Доброе утро, ребята.

Чтение стихотворения С.Смирнова (слайд3)

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Словарная работа ( слайд4)

Храм — место обитания богов, священное и неприкосновенное.

Святыня – все заветное, дорогое, чему поклоняемся, что чтим нерушимо.

II . Проверка домашнего задания

— Что изучает синтаксис?

— Для чего служит пунктуация?

2. Упр.125 – чтение предложений, составленных из набора слов.

III . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. На доске вы видите фотографии с изображением озера Байкал. ( слайд5, 6)

— Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.)

— Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.)

— Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.

Итак, определим тему и цели урока.

2. Работа в парах (слайд7)

Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»


Статьи по теме