Рассказ Шолохова Нахаленок Анализ

Рассказ Шолохова Нахаленок Анализ.rar
Закачек 2242
Средняя скорость 8097 Kb/s

Рассказ Шолохова Нахаленок Анализ

Начало творческого пути Шолохова тесно связано с грандиозными историческими событиями, находившими­ся в центре внимания всей русской советской литературы тех лет,— революцией, гражданской войной, становлением социалистического общества.

В центре «Донских рассказов» — героическая действи­тельность Донского края, охваченного пламенем граждан­ской войны, классовая борьба первых послевоенных лет, борьба не на жизнь, а на смерть, в которой рушились даже кровные, родственные связи и люди гибли «безобразно просто», как сказал писатель несколько позднее, во вступ­лении к рассказу «Лазоревая степь».

В предисловии к сборнику А. Серафимович писал: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шоло­хова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное значение того, о чем рассказывает. Тонкий схватывающий глаз. Умение вы­брать из многих признаков найхарактернейшие».

Видно стремление художника создать героический на­родный характер. В центре рассказов — острый социаль­ный конфликт, который дает возможность показать быт казачества, его семейный уклад, беспросветную нужду бедноты и крайнюю жадность и бесчеловечность зажи­точной казачьей верхушки.

Образ Дона в рассказах М. Шолохова становится символом Родины. Он очеловечен — активно участвует в трагических столкновениях людей. Дон — символ жизни казачества и его напряженной борьбы за новое — станет идейным стержнем эпопеи «Тихий Дон».

Герой рассказа «Родинка» — восемнадцатилетний ка­зак Николай Кошевой — командир эскадрона. Тяжело сложилась его жизнь: в мировую войну без вести пропал отец, умерла мать. С малых лет Николай гнул спину на богатеев, а затем ушел в отряд красных. Несмотря на молодость, Николая уважают в эскадроне за храбрость, выдержку и самоотверженность. «Мальчишка ведь, паца­ненок, куга зеленая,— говорят шутя в отряде,— а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира».

Параллельно с изображением юного героя писатель рисует банду и ее атамана, пожилого казака. Преследуя со своим эскадроном банду, отбился в бою от своих Николай и был убит атаманом. Атаман снял с убитого бинокль, стал стаскивать сапоги и вдруг увидел у него родинку, как у него самого, и понял, что перед ним сын. «К груди прижи­мая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…»

В рассказе изображается не просто трагическое столк­новение отца с сыном и гибель обоих. Отец и сын — представители двух враждебных сторон. Если Николай Кошевой избрал себе путь борьбы за народное счастье, то отец его — путь грабежей и убийств. За Николаем Коше­вым и его друзьями — светлое будущее, а шайка бандитов и ее атаман обречены на гибель.

Новые люди, изображенные в рассказах,— носители небывалого ранее революционного, социалистического гу­манизма. Таким является молодой казак ІІІибалок из рассказа «Шибалково семя», чей образ заключает в себе черты положительного героя времени и предваряет многие характеры в «Тихом Доне». Это человек, беспредельно преданный советской власти и общенародному делу.

Казак Богатырев, бывший боец армии Буденного, награжденный за героизм двумя орденами Красного Зна­мени,— дальнейший этап создания положительного героя в творчестве Михаила Шолохова («Председатель Ревво­енсовета Республики»), Богатырев несколько напоминает Шибалка: такая же беспредельная преданность народным интересам, готовность бороться за советскую власть, не жалея своей жизни.

В рассказе «Бахчевник» жестокая борьба раскалывает казачью семью. С одной стороны, отец, Анисим Петрович, принадлежащий к казачьей верхушке и назначенный ко­мендантом при военно-полевом суде, с другой — мать и сыновья, Федор и Митька, вставшие на сторону красных. Главный герой рассказа — младший сын Анисима Петро­вича Митька. С большой симпатией Шолохов раскрывает процесс формирования характера Митьки, прослеживает превращение, его в стойкого и сознательного борца за народное дело.

Как формируются в непрерывной борьбе мужественные люди из мальчиков-подростков, почти детей, Шолохов показывает и в рассказе «Алешкино сердце». Тяжело сложилась Алешкина судьба. Умерли от голода мать, сестра, близок к гибели и сам Алешка. От голодной смерти его спасает политком Синицын и помогает понять, что перед бедняками советская власть открыла путь к новой жизни.

Коммунист Синицын изображен как новый человек, защищающий интересы трудового народа и завоевания советской власти. Синицын с его светлыми идеалами и гу­манным отношением к обездоленным беднякам предваряет образы коммунистов — борцов за светлое будущее наро­да — в «Тихом Доне».

Для рассказа «Коловерть» также характерен острый, напряженный конфликт. Бедняцкая казачья семья Крамсковых с радостью ожидает прихода красноармейцев, надеясь получить землю. Бедноте, трудовому казачеству противопоставлена зажиточная казачья верхушка во главе с полковником Чернояровым и офицером Михаилом Крамсковым.

Рассказы «Пастух» и «Двухмужняя» отражают более поздний этап жизни казачества.

Закончилась гражданская война. Разгромлены белые банды, но в станицах не утихла напряженная классовая борьба. Зажиточные казаки проникают в органы советской власти и притесняют бедноту, ущемляя ее права. Часто происходят и вооруженные столкновения. В схватках не­редко гибнут те, к кому писатель относится с особой симпатией.

Герои рассказа «Пастух» — брат и сестра Фроловы. Они круглые сироты. Но Григорий и Дуняшка не пришиб­ленные и униженные дореволюционные бедняки. Григорий отлично понимает, что советская власть защищает их интересы. У него есть определенная цель в жизни — по­ехать в город учиться. «Я зимою, как ходил в станицу,— говорит он сестре,— у секретаря ячейки читал книжку Ленина. Там сказано, что власть — пролетариям, и про учение прописано: что, мол, учиться должны, которые из бедных». Григорий гибнет, но дело, за которое он отдал свою жизнь, продолжает его сестра — она уходит в город учиться.

В рассказе «Двухмужняя» показано, как формируются новая жизнь и новые человеческие отношения. Картина весеннего цветения символизирует обновление. Здесь и са­ды в молочно-розовом цвету, и пруды с гусиным гоготом и лягушачьими хороводами.

Главный герой рассказа Арсений Клюквин — участник гражданской войны, все свои силы и энергию отдает строи­тельству новой жизни. Он передовой человек и в личных отношениях: Анна, женщина, которую он любит, стано­вится не только его женой, но и единомышленницей.

В Анне мы видим человека цельной души, твердых убеждений. Но она не сразу освобождается от груза пере­житков прошлого, а проходит через жизненные испытания.

«Донские рассказы» были художественным открытием Шолохова. Этот небольшой сборник свидетельствовал о самобытном таланте писателя, о его тесной связи с судьба­ми народа. Рассказы лишены областнического характера. В жизни и борьбе донского казачества молодой писатель увидел и показал историю народа, прошедшего через горнило революции и гражданской войны и вставшего в ряды строителей нового общества.

Идейно-тематическое содержание сборника «Лазоре­вая степь» значительно шире, чем предыдущего.

В ряде рассказов мы встречаем углубленное реалисти­ческое изображение ожесточенной классовой борьбы в ка­зачьих станицах и хуторах («Смертный враг», «Батраки», «Червоточина»), в других показываются личные взаимо­отношения, быт казачества («Кривая стежка», «Илюха», «Калоши»),

Интересен по содержанию и художественным особенно­стям рассказ «Нахаленок», в котором писатель создал обаятельный образ’семилетнего мальчугана Мишки, про­званного в станице Нахаленком.

С сердечной теплотой нарисован облик мальчика. Опи­сание его в какой-то степени перекликается с изображени­ем крестьянских детей в поэзии Некрасова: «Мишка собой щуплый… щеки точно воробьиное яйцо… нос от солнышка и постоянного купанья в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогенький Мишка — глаза­ми. Из узеньких прорезей на веснушчатых щеках высматри­вают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда».

С большой художественной силой показывает М. Шо­лохов влияние отца, вернувшегося с фронтов гражданской войны, на формирование характера Мишки.

Отец подолгу беседует с мальчиком, рассказывает о страшной бедности, в которой жил простой народ, о бога­теях, угнетавших бедноту. «А этот самый Ленин — стар­шой у большевиков — народ поднял ровно пахарь полосу плугом. Собрал солдат и рабочих и ну наколупывать гос­под!» Отец рассказывал, как он служил в Красной гвар­дии, как встречался с Лениным: «Вот какой он был. Обо всех заботу нес. Об каждом солдате сердцем хворал». Отец внушает мальчику мысль, что он должен тоже продолжать дело Ленина: «Вырастешь — не забывай, что твой батянька матросом был и за коммунию четыре года кровь проли­вал. К тем годам и я помру, и Ленин помрет, а дело наше до веку живо будет! Когда вырастешь — будешь воевать за советскую власть, как твой батька воевал?

— Буду! — крикнул Мишка…»

Рассказ отца произвел на Мишку ошеломляющее впе­чатление, образ Ленина навсегда врезался в память.

Развернувшиеся события заставляют и Мишку со­вершить героический, подвиг. Напали на станицу белые банды, погиб в бою отец, и дед сажает Мишку на лошадь, отправляет на хутор Пронин, где расположены части Красной Армии, сообщить о том, что в станице банда. Мишка выполнил наказ деда, но подстреленная лошадь, падая, отдавила Мишке ногу, и, теряя сознание, Мишка увидел того, о ком так много ему рассказывал отец.

«— Товарищ Ленин! — воскликнул Мишка глохнущим голоском, силясь, приподнял голову — и улыбнулся, про­тягивая вперед руки».

В рассказе молодой писатель проявил исключительное мастерство в изображении детской психологии.

В ранних рассказах Шолохов создал ряд образов положительных героев, которые в боях с белыми отстаива­ли советскую власть: Николай Косых («Чужая кровь»), Николай Кошевой («Родинка»), Игнат Бодягин («Продкомиссар»), Ефим Озеров («Смертный враг»).

Итоговым произведением, в котором Шолохов стре­мится обобщить наиболее яркие особенности периода гражданской войны, является повесть «Путь-дорожень­ка» — произведение о верности трудового казачества со­ветской власти.

Повесть — значительное произведение и по идейно- художественным достоинствам. Образ Петра Кремнева, главного героя, можно поставить в один ряд с лучшими представителями молодежи, нарисованными в рассказах.

Рассказы Шолохова не были изолированным явлением в литературе: в них отчетливо сказались традиции класси­ков русской литературы и основоположников литературы социалистического реализма — М. Горького и А. Серафи­мовича.

Уже в ранних произведениях М. Шолохов — писатель социалистического реализма — изображает действитель­ность в ее революционном развитии.

Рассказ «Нахаленок — один из первых в творческой биографии М.А. Шолохова. Написанный в 1925 году, он вобрал в себя и воспоминания писателя о его собственном детстве, и реалии эпохи гражданской войны, и, как это ни печально, пропагандистские настроения Шолохова.

«Нахаленок» произвел на меня неоднозначное впечатление как произведение «неровное», не обладающее целостностью, внутренней гармонией. Некоторые эпизоды в рассказе вызывают у меня стойкое неприятие как что-то инородное, лишнее, неискреннее. А некоторые моменты «Нахаленка» трогают практически до слез – настолько они «выписаны по-настоящему», мастерски передают человеческие чувства, эмоции, переживания.

В центре рассказа находится фигура семилетнего мальчика Миши, который «для всей станицы — Мишка и Нахаленок». Герой живет с матерью и дедом в казачьем хуторе, вокруг которого бушует гражданская война.

Мы понимаем, что мишкина семья – из хуторской бедноты, у нее на счету каждый кусок хлеба. Это положение усугубляется и тем, что отец Мишки воюет «за большевиков» — в доме нет кормильца. Однако действие в рассказе завязывается именно с приездом отца героя, который, после плавания на «большом белом пароходе», возвращается домой.

Это событие – счастье для всей семьи: «…следом за дедом прет в горницу чужой большущий солдат в черной шинели и в шапке с лентами, но без козырька, а мамка на шее у него висит, воет». Особое значение имеет оно и для Мишки — приход отца нарушает привычное течение жизни героя.

Теперь игры с мальчишками, постоянное баловство и озорничанье, «войны» с дедом отходят для него на второй план. В жизни Нахаленка появляется нечто важное, что можно назвать ориентиром, еще смутной, до конца неосознанной, но целью.

Отец рассказывает мальчику о большевиках, о Ленине, о смысле той войны, на которой он пропадал четыре года: «Что вы, говорят, мужики и рабочие, раззяву-то ловите. Гоните господ и начальство в три шеи да поганой метлой! Все — ваше. » И с этого момента наряду с фигурой отца в жизни Мишки появляется еще один важный авторитет, может быть, даже более значимый, чем отец, — Ленин.

Наверное, этот «высоченный человек в красной рубахе» стал представляться мальчику каким-то добрым всесильным волшебником, который может защитить, спасти, сделать так, чтобы всем было хорошо. Недаром во сне Ленин обещает Мишке совершить настоящее чудо – спасти героя от гнева деда, если тот будет ругаться, что мальчик ушел воевать «против буржуазов»: «Но ежели дедуня меня за это зачнет хворостиной драть, тогда ты за меня заступись. — Обязательно заступлюсь! — сказал товарищ Ленин…»

А в том, что Мишка – это будущий большевик, продолжатель дела своего отца, нет никаких сомнений. Эту мысль Шолохов сознательно проводит на протяжении всего произведения. Недаром маленького героя так очаровывает идея борьбы с богатыми ради счастья всех бедных, недаром он голосует на выборах председателя Совета, недаром стремится уйти воевать вместе с отрядом большевиков. А смерть отца, убитого бандитами в конце рассказа, и «подвиг» Нахаленка, пробравшегося ночью в соседний хутор и рассказавшего «своим» о зверствах бандитов, окончательно убеждают нас в этой мысли.

В связи с этим можно сказать, что «Нахаленок» — некое подобие обобщенной биографии будущего образцового большевика. Мишка предстает перед нами практически идеальным мальчишкой – сорванцом и хулиганом, но наделенный сильным характером и искренними чувствами.

Позже мальчик узнает, как на самом деле выглядит Ленин – он видит его фотографию у чужака с портфелем: «крепко, навовсе, навсегда вобрал в память изогнутые брови, улыбку, притаившуюся во взгляде и в углах губ, каждую черточку лица запомнил». Эта выпрошенная фотография становится единственным другом героя, которой он стал доверять все свои тайны, обиды, разочарования.

И это не удивительно – ведь на всем протяжении рассказа мы не обнаруживаем у Нахаленка ни одного настоящего друга. На хуторе Мишку не любят: сначала за его буйный и задиристый нрав, а затем потому, что он сын коммуниста — «коммуненок, коммунячев недоносок».

Шолохов показывает, что в казачьем хуторе, как и всей стране, свирепствует классовая ненависть. Она коснулась даже детей, которые слышат разговоры своих родителей, стараются перенимать их поведение и относиться к своим сверстникам именно с классовых позиций: «Зато мой батянька на войне воевал, а твой — кровожад и чужие пироги трескает. »

Важно, как мне кажется, отметить, что в «Нахаленке», в отличие от гениального «Тихого Дона», не чувствуется объективная позиция автора, здесь нет столь необходимой отстраненности во взгляде на ситуацию, сложившуюся в стране. В этом рассказе симпатии Шолохова прозрачны – они полностью на стороне «новых хозяев». Это «проглядывает» и в описаниях Нахаленка, очарованного борьбой большевиков, Лениным и его политикой (вспомним эпизод с продразверсткой, когда Мишка выдал запасы поповской семьи). Видно это и из субъективных описаний «буржуазов» и их детей. Так, резко отрицателен в рассказе образ всей семьи местного попа. У попова сына Витьки, с которым общается Мишка, «из ушей воняет дюже». Кроме того, он труслив, слаб, любит жаловаться и ненавидит Нахаленка, потому что завидует ему. А еще Витька все время твердит о каком-то высшем суде, который приговорит всех коммунистов к жуткой расправе – адских муках на раскаленной сковороде.

Жена попа с «вороватым взглядом» жадна, пытается утаить свое добро от большевиков, способна избить ребенка (вспомним эпизод, когда она колотит Мишку за то, что тот выдал их хлеб). Да и сам глава семьи лицемерен, суетлив, жалок, лишен чувства собственного достоинства: «Батюшка, путаясь в подряснике, выбежал навстречу им, засуетился, попросил пройти в комнаты…»

В противовес этим героям образы людей, присланных на хутор совершать продразверстку, идеализированы. Это сугубо положительные персонажи, несущие с собой справедливость и равенство. Они умны и беспристрастны – берут у каждого столько зерна, сколько можно взять, не разоряя хозяев: «Солдат с трубкой обмерил взглядом закрома и улыбнулся: — Отвези, дедушка, вот из этого закрома, а остальное тебе на прокорм и на семена». Солдаты видят насквозь все уловки священника и творят свое «праведное» дело, невзирая ни на что.

Такое разделение героев на сугубо положительных и отрицательных, идеализация большевиков и их сторонников, на мой взгляд, искусственна. Все это лишает произведение правды жизни, превращает эпизоды, связанные с упомянутыми персонажами, в лубочные картинки. Особенно неестественными и наигранными они кажутся нам, современным читателям, которым известны многие исторические подробности того, как устанавливалась власть красных, какая политика и какими методами проводилась ими.

Но есть в «Нахаленке» и моменты, которые не могут не тронуть, не задеть души и сердца. Именно в них, на мой взгляд, проявляется еще не совсем ограненный талант Шолохова, который в полной мере раскроется в его эпопее «Тихий Дон».

Одним из «сильнейших» эпизодов рассказа является описание убитого отца героя и того горя, которое пришло в его семью вместе с этим событием. До глубины души Мишку потрясает вид изрубленного тела отца, который описывается Шолоховым в натуралистическом ключе. Очень точно, с психологической точки зрения, автор показывает, что больше всего в этом зрелище мальчика шокировала одна, но страшная, деталь – «на заплывшем кровью выпученном глазе, покачиваясь, сидит большая зеленая муха». Мы понимаем, что именно эта подробность будет потом сниться герою в кошмарах.

Огромное впечатление производит описание реакции мальчика, когда он понял, что кровавый кусок мяса в повозке – это его «батянюшка»: «Упал с повозки, хотел бежать, но ноги подвернулись, на четвереньках прополз до крыльца и ткнулся головой в песок». Так же убиты горем и дед Мишки, и мать героя, которые со смертью Фомы потеряли все – сына, мужа, кормильца, защитника.

Помимо этого, самого сильного, на мой взгляд, эпизода в рассказе, вызывают симпатию и сцены, наполненные знаменитым шолоховским юмором, отражающим любовь писателя к своим землякам, к родной земле, к людям вообще. «Смешные нотки» в произведении связаны в основном с отношениями Нахаленка и его деда, который, любя, постоянно «воспитывает» внука: «Эй, Михаило Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!» А тот, конечно, тоже не остается в долгу: «- Погоди, погоди, дедунюшка. Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду. Хоть не проси тогда!»

Таким образом, рассказ «Нахаленок» я считаю во многом «ученическим» произведением М.А. Шолохова. В нем, несомненно, виден талант автора, но он еще требует практики, совершенствования, потому что в целом этот рассказ не производит впечатления цельного произведения. В нем четко видны сильные и слабые части и эпизоды, во многих образах нет жизненной правды, сложности и «выпуклости». Наиболее удались Шолохову, как мне кажется, образы Нахаленка и деда. Они, как, впрочем, и некоторые другие персонажи, получат свое развитие в последующих произведениях Шолохова и найдут законченное выражение в главном произведении писателя — романе «Тихий Дон».

В 2015 году наша страна широко отмечала 110 лет со дня рождения нашего великого писателя-земляка М.А. Шолохова. Свое творчество он посвятил родной донской земле и её людям. Профессиональная деятельность Михаила Александровича началась в 1925 году, в свет вышел первый сборник «Донские рассказы», в центре которого автор запечатлел одну из самых драматических страниц нашей истории, события Гражданской войны.

Война пришла в каждую станицу и семью. В борьбе за власть брат шёл против брата, отец не жалел сына, сын не щадил мать. Какое страшное звериное было время!

Из сборника писателя Шолохова сильное впечатление на меня произвел рассказ «Нахалёнок». Главный герой — голубоглазый, буйно непоседливый парнишка семи лет. Для отца он Минька, для матери — Минюшка, для деда — пострелёныш или Михайло Фомич, для всей станицы — Мишка или Нахалёнок. Несмотря на то, что Мишка совсем ребёнок, но уже не любят и обижают, бьют его ребята из зажиточных семей, потому что он — сын пастуха и коммуниста, воюющего за советскую власть. Очень жаль мне мальчика. В борьбе за советскую власть гибнет его отец. Дед отправляет его одного, ночью за подмогой, чтобы отомстить членам банды за смерть единственного сына. Мишка скачет по неизвестному пути, преодолевая страх, совершая поступок настоящего мужчины.

Михаил Шолохов с гражданским мужеством рассказывает нам о горящем пламени борьбы на донской земле. Наше душевное состояние не может оставаться безучастным к судьбе мальчика. Автор мастерски рисует картины тех далёких прошлых трагических событий. Война не щадит никого!

Надо всем помнить об ответственности каждого из нас перед прошлым и будущим.

Ещё следует обратить внимание на язык произведения. Шолохов хорошо знает свой народ и обычаи, поэтому, читая произведения, мы слышим истинный донской говор: «батянька», «крик подымаешь» и др.

Ещё хочется обратить внимание на седьмую букву русского алфавита «Ё». Она родилась 29 ноября 1783 года в доме директора Петербургской академии наук Екатерины Романовны Дашковой. Долгое время она не являлась обязательной, но в современном русском языке она теперь является обязательной для предупреждения неверного чтения и написания. М. Шолохов уже в самом названии употребляет букву «Ё»: «Нахалёнок», «Хлёбово» и др.

Писатель бережно относится к русскому языку и к истории своего народа. Произведение «Нахалёнок» М. А. Шолохова никого не оставляет равнодушным. Автор показывает, что в жизни всё взаимосвязано, в любых ситуациях надо поступать по совести и никогда не забывать суровые уроки истории.


Статьи по теме