Плата за Выстрел Изложение

Плата за Выстрел Изложение.rar
Закачек 784
Средняя скорость 3809 Kb/s

Плата за Выстрел Изложение

«Плата за выстрел»*

*Сокращенный вариант. Опубликовано: Рябинин Б.С., 1966. О любви к живому. — М.: Просвещение. — С. 258—275.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты, в старые берданки и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен объяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле.

В школе не учат этому. Вспоминаю свою учительницу по ботанике и зоологии. Я получал у нее «пятерки». Я без запинки водил указкой по бумаге «с окунем в разрезе». Я знал, где у цветка пестик, где рыльце, где цветоложе. Я без ошибки называл цветы в запыленном школьном гербарии. Но я не знал, какие птицы водятся в нашем лесу за озером. Не знал, что совершаю преступление, отравляя мелкую рыбешку борной кислотой.

Природа в школьной программе и поныне представлена «окунями в разрезе», скелетами кроликов и взъерошенными чучелами птиц. И если, на беду, еще и сам учитель не отличает вороньего крика от сорочьего, если он не покажет ученикам, как по весне желтыми огнями цветет ива в низинах, если не поведет их в осенний лес и не расскажет, сколько поэтов посвятили ему прекрасных строчек, — из школы выходит плохо воспитанный человек. Он не умеет ни любить природу, ни правильно хозяйничать в ней.

Мы не можем развивать в себе чувство уничтожения, жажды убийства, не можем позволить убийства, кроме промыслового убийства, которое не является убийством (так же, как не является убийцей рабочий боен, вынужденный каждодневно обрывать жизнь существ, предназначенных в пищу человеку).

Зачем разжигать страсть истребления? Правильно было сделано замечание «Пионерской правде», поместившей фотографию директора школы, сплошь увешанного убитыми утками: что ему, директору, есть нечего, что он поубивал столько уток? Или нет у него другого занятия?

Надо понять одну истину. Человек зарезал курицу и съел. Убийство оправдано. Человек потопил слепых котят: они ему не нужны, никто их не берет. Взял, положил в ведро и залил водой. Оправдано? Оправдано. Но представьте, что он посадил бы тех же котят на забор и стал расстреливать. По сути — то же уничтожение ненужного. И тем не менее есть огромная качественная разница. Последнее — уже преступление, ибо тут присутствует идея убийства для забавы.

Вот так, ради забавы, очень, очень часто (слишком часто!) занимается пальбой молодежь. Начинается с рогаток, переходит на мелкокалиберку. Сначала страдают воробьи, вороны, галки, как якобы ненужные, вредные птицы; а после. С нашей точки зрения подобное должно рассматриваться как возбуждение низменных чувств человека. И вообще, как хотите, убивать ради спорта — преступление.

«Если бы люди решались на убийства животных лишь тогда, когда наступает крайняя пищевая необходимость. Всякое вожделение убийства когда-то должно быть остановлено» — говорит Рерих.

Запомнился рассказ: паренек ходил с отцом на охоту. Как интересно все было — и восход солнца, и кваканье лягушки, и громкое, вдруг наполнившее весь лес, глухариное чуфыканье. А когда отец убил глухаря, все померкло. Мертвая птица — мертвая не затрепещет крыльями, не вспорхнет на дерево, не зачуфыкает, не станет славить жизнь.

В. Песков в «Плате за выстрел» выразительно нарисовал безобразие, чинимое в лесу безответственными и недобрыми людьми, вооруженными ружьями. Он прав, говоря, что человек с ружьем становится нашим врагом. И правильно он ставит вопрос: «Не разумно ли перевести хотя бы четверть, а то и половину «ружейных конвейеров» на производство продукции, которая имела бы большой спрос и не наносила бы ущерба?» А то ведь, смотрите, что делается. В ряд с объявлением о секциях юных охотников я поставил бы и рекламу ружей.

Уже сейчас раздаются голоса, что надо запретить любительскую охоту. Охотники (настоящие охотники) пусть будут там, где рядом тайга, промысловые пустоши. Городские жители пускай найдут себе — если еще не нашли — другие развлечения на природе.

Промысловая охота регулируется, любительская — нет. Да, на практике получается так, несмотря на «обязательные» постановления, ограничения, дозволенные и недозволенные сроки и пр. Именно любитель ведь истребляет природу вокруг городов, именно он браконьерствует, буйствует шутя, часто даже не ведая того, что творит. Запрещайте не запрещайте, а получается так. Промысловик — тот бережлив, расчетлив, строг. И характерно, например, что в деревнях с промысловым населением, как правило, нет любительской охоты. Там население кровно заинтересовано в сохранении естественных богатств, от них зависит его собственное благополучие, достаток, и там не дадут палить «в белый свет», собирать яйца диких птиц, разорять гнезда. Нельзя рубить сук, на котором сидишь. Там берегут и порох, пыжи, дробь, другие припасы.

Средства истребления, техника истребления растут с катастрофической быстротой, и природа скоро уже будет не в состоянии восполнять убыль, если мы не позаботимся о ней.

Не надо сманивать людей на убийство. Не лучше ли вместо обществ юных истребителей иметь общество юных натуралистов. Приучать молодежь к походам в лес, но не с ружьем, нет. С фотоаппаратом, кинокамерой. Надо, чтобы дети почувствовали, что эти маленькие твари, обитающие в лесу или поле, а также и деревья, и травы, и рыбы — их подопечные, чтобы они, ребята, душевно полюбили их, увлеклись красотой живого. Надо, чтобы были натуралисты — почитатели натуры!

Цели: совершенствовать умение писать изложение, дополняя его собственными суждениями; работать над подбором языковых средств в соответствии с основной мыслью текста; формировать нравственный потенциал, гражданственность. оборудование: текст изложения.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Искусство жить достойно… В чём оно состоит?

• Какие черты характера, поступки отдельных людей противоречат сегодня, на ваш взгляд, современному образу жизни?

• К чему может привести равнодушие, безразличное отношение к происходящему вокруг?

III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни себе какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека…

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1. Чтение текста учителем

ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ

Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст полюбоваться работой. Дятел косился вниз, но продолжал барабанить… В эту минуту случилась история, к сожалению, очень не редкая.

Из кустов орешника грянул выстрел. Дробью сорвало истончённую червями кору. Вместе с ней на жёлтую траву упала и птица. Дятел не успел проглотить личинку. Она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалинку вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

— а просто так… — Парень неловко топтался на месте… Я взял из его рук птицу и кинул в траву: «Сойки съедят. Присядем…»

Я вспомнил себя пятнадцатилетним мальчишкой… Как знать, может, и до сих пор не понял бы я страшных последствий выстрелов ради забавы, если б пятнадцать лет назад не встретился с умным человеком.

Он тоже был с ружьём. Он остановился и стал наблюдать, как я подкрадываюсь к чибису. Он дал мне выстрелить, а потом подошёл, оглядел берданку и, размахнувшись, зашвырнул её в озеро.

— Доставать не пробуй, глубоко…

Охотник был новым человеком в деревне. Я стоял перед ним, не зная, что делать: грозиться или реветь от обиды. а он спокойно поманил собаку и, обернувшись, сказал:

— Вечером заходи. Поговорим… Ружьё не жалей. Если захочешь — можешь моё брать.

Взрослым человеком по-настоящему понимаешь цену учителям.

Скольким обязан я этому человеку! мы много раз вместе караулили уток и ходили на зайцев. Чаще всего возвращались домой с пустыми руками. Зато какой мир открылся за нашим сереньким лугом! Я узнавал, как дышит трава, в какую зарю ждать вальдшнепов, какие грибы самые вкусные. Открылась вдруг незаметная до этого красота маленького озера с норами ласточек на обрыве. Спрятавшись в тальнике, мы подолгу глядели на беспокойных чибисов. И я с ужасом вспоминал, как год назад сбивал этих красавцев рублеными гвоздями…

С парнем, убившим дятла, мы расстались друзьями. мы не раз ещё встретимся. Думаю, это был последний его дятел.

(401 слово) (По В. Пескову)

2. словарная работа

Y Берданка — однозарядная винтовка, находившаяся на вооружении русской армии в 1870–1891 гг.

Y Вальдшнеп — лесной кулик.

Y Дятел — лесная птица с длинным и острым сильным клювом, добывающая пищу из щелей и трещин древесной коры.

Y Сойка — лесная перелётная птица отряда воробьиных.

Y Тальник — здесь: заросли кустарниковой ивы в низменных, болотистых местах.

Y Чибис — небольшая болотная птица; пигалица.

3. лексико-грамматический анализ текста

Y На какие две части можно разделить текст?

Y Какая между этими частями смысловая связь?

Y Каким образом соединяются между собой предложения в тексте?

Y Докажите, что текст является повествованием, но в нём есть элементы описания и рассуждения. Определите его композиционную схему.

Y От имени кого ведётся повествование? В какое время года В. Песков оказался в лесу? Кто привлёк его Внимание и почему? О чём вспомнил автор? Какой урок он получил от умного человека? Что даёт человеку общение с природой? (Ответьте словами текста.) Почему автор говорит, что с парнем, убившим дятла, они расстались друзьями?

Y Определите основную мысль текста.

Y Прослушайте ещё раз первую часть текста. Как автор описывает осенний лес? Какие образные средства использует при этом? (Метафоры, олицетворение, метонимию)

Y Как вы поняли выражение рабочая музыка дятла? В прямом или переносном значении употреблено слово музыка? Почему эта музыка названа рабочей? можно ли утверждать, что первый абзац содержит развёрнутую метафору? Докажите свою мысль.

Автор называет дятла музыкантом. Почему? Он говорит, что дятел работал без устали, т. е. не зная отдыха, непрерывно, неустанно. Замените глагол работать его синонимом трудиться. Изменится ли смысл предложения?

Укажите на различие в значении слов парень и мальчишка. (Парень — молодой человек, юноша (разг.) Мальчишка — здесь: недостаточно зрелый, неопытный человек. (разг.)) можно ли в изложении опустить один из синонимов, не нарушив смысла высказывания? Почему?

Определите способ выражения значения приблизительности в словосочетании лет семнадцати парень. (Синтаксический — расположение числительного после существительного.) Отразится ли на смысле этого словосочетания изменение в нём порядка слов: парень лет семнадцати? а если сказать: семнадцати лет парень?

С какой целью парень стрелял в дятла?

Глаголы кинуть (кинуть — бросить, покинуть) и зашвырнуть (зашвырнуть — швырнув, забросить (разг.) — синонимы). Какой из них выражает отношение охотника к поступку мальчика? Почему? Какой стилистический оттенок придаёт высказыванию глагол зашвырнуть?

Расскажите о встрече мальчика-подростка с охотником. Как вы думаете, о чём говорил охотник с подростком вечером? Поразмыслите над фразой: Взрослым человеком по-настоящему понимаешь цену учителям. Чему научил героя текста умный человек?

Раскройте значение фразеологического словосочетания с пустыми руками. (С пустыми руками — здесь: приходить, возвращаться, ничего не добыв.) Замените его другим, близким по смыслу выражением возвращаться без добычи. Что утратит предложение: Чаще всего возвращались домой с пустыми руками?

Слово мир в предложении — Зато какой мир открылся вдруг за нашим сереньким лугом! — имеет значение: совокупность каких-либо предметов, явлений, окружающих человека. Какие другие значения этого слова вам известны?

Прямую речь замените косвенной. Укажите, к каким смысловым и стилистическим изменениям привела эта замена? (Утрачены элементы разговорной речи.)

• Какую роль играют в рассказе вводные слова к сожалению, может, как знать? Раскройте их значение. Какие из них не обладают стилистической окраской, какие характерны для разговорной речи?

• Вслушайтесь в предложение Он дал мне выстрелить, а потом подошёл, оглядел берданку и, размахнувшись, зашвырнул её в озеро. Подумайте, с какой целью автор употребляет в нём ряд однородных сказуемых: дал, подошёл, оглядел, зашвырнул. Нарушится ли выразительность данного предложения, если мы разобьем его на два предложения? Почему?

• Выберите из текста сложные предложения с несколькими придаточными. Возможна ли замена в этих предложениях союзов и союзных слов синонимичными?

• Определите стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения.

• Объясните правописание безударных гласных в словах увидел, косился, доставал, сорвало, проглотить, топтался, выстрелить, грозиться, реветь, дышит, глядели.

4. Коллективная работа над составлением плана изложения

(с творческим заданием)

Примерный план I. В осеннем лесу.

1) лесной музыкант.

2) Выстрел ради забавы.

II. Воспоминания о прошлом.

1) Встреча с умным человеком.

2) Удивительный мир природы.

3) Урок на всю жизнь.

III. В заключение выразите своё отношение к поступку парня, убив

5. повторное чтение текста учителем

6. написание сжатого изложения с выполнением творческого задания (черновой вариант)

Плата за выстрел

Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы.

Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор от его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст полюбоваться работой. Дятел косился вниз, но продолжал барабанить… В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. С нее мне и хочется начать разговор о человеке с ружьем.

Из кустов орешника грянул выстрел. Дробью сорвало источенную червями кору. Вместе с ней на желтую траву упала и птица. Дятел не успел проглотить личинку. Она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулит хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

— А просто так. — Парень неловко топтался на месте. Он вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Не в первый раз довелось встречать человека с ружьем. Случалось, патрон не прятали, а демонстративно загоняли в ствол. Парень чувствовал себя виноватым. Я взял из его рук птицу и кинул в траву: «Сойки съедят. Присядем…»

Я вспомнил себя пятнадцатилетним мальчишкой. Вспомнил, как собирал и носил в аптеку отмытые пузырьки от духов и лекарства, как в папиросной коробке копил мятые рубли, чтоб купить у сельповского сторожа Тихунка ржавую берданку.

Рубить гвозди на дробь, самому, как алхимик, делать порох. Сколько мальчишеской радости было в старой берданке. Выстрелы по стае воробьев, по жаворонку, по чибисам на лугу… Наша разжиревшая кошка ходила встречать меня за околицу. И как знать, может, и до сих пор не понял бы я страшных последствий выстрелов ради забавы, если б пятнадцать лет назад не встретился с умным человеком.

Он тоже был с ружьем. Он остановился и стал наблюдать, как я подкрадываюсь к чибису. Он дал мне выстрелить, а потом подошел, оглядел берданку и, размахнувшись, зашвырнул ее в озеро.

— Доставать не пробуй, глубоко…

Охотник был новым человеком в деревне.

Я стоял перед ним, не зная, что делать: грозиться или реветь от обиды. А он спокойно поманил собаку и, обернувшись, сказал:

— Вечером заходи. Поговорим… Ружье не жалей. Если захочешь — можешь мое брать…

Взрослым человеком по-настоящему понимаешь цену учителям. Скольким обязан я этому человеку! На память остался толстый с пожелтевшими листами Врем, книжки по ботанике…

Мы много раз вместе караулили уток и ходили на зайцев. Чаще всего возвращались домой с пустыми руками. Кошка перестала поджидать меня у околицы. Зато какой мир открылся вдруг за нашим сереньким лугом! Я узнавал, как дышит трава, в какую зорю ждать вальдшнепов, какие грибы самые вкусные… Открылась вдруг незаметная до этого красота маленького озера с норами ласточек на обрыве. Спрятавшись в тальнике, мы подолгу глядели на беспокойных чибисов, и я с ужасом вспоминал, как год назад сбивал этих красавцев рублеными гвоздями…

Встретился хороший человек. Но мог и не встретиться. Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты, в старые берданки и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природы? Кто должен объяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

В школе не учат этому. Вспоминаю свою учительницу по ботанике и зоологии. Я получал у нее пятерки. Я без запинки водил указкой по бумаге «с окунем в разрезе». Я знал, где у цветка пестик, где рыльце, где цветоложе.

Я без ошибки называл цветы в запыленном школьном гербарии. Но я не знал, какие птицы водятся в нашем лесу за озером. Не знал, что совершаю преступление, отравляя мелкую рыбешку борной кислотой…

Природа в школьной программе и поныне представлена «окунями в разрезе», скелетами кроликов и взъерошенными чучелами птиц. И если, на беду, еще и сам учитель не отличает вороньего крика от сорочьего, если он не покажет ученикам, как по весне желтыми огнями цветет ива в низинах, если не поведет их в осенний лес и не расскажет, сколько поэтов посвятили ему прекрасных строчек, — из школы выходит плохо воспитанный человек. Он не умеет ни любить природу, ни правильно хозяйничать в ней.

Два года назад, как раз в эту пору, осенью, я ехал вдоль лесной полосы по-над Доном. В машинах сидели старики-лесоводы, заместитель министра, журналисты, двое студентов. Возле станции Вешенской нас встретил и повез показывать «свою часть полосы» молодой ростовский профессор Александр Петрович Ш. Он очень толково и горячо говорил о значении леса, о том, что «рыбы в Дону поубавилось». Я проникся к нему уважением и подумывал: не заказать ли статью для газеты?

Пусть поучит молодежь, как надо относиться к природе.

В сумерках мы переехали Дон. Профессор, вежливо извинившись, пересел в головную машину, а минут через двадцать наша колонна остановилась. Головная машина свернула с дороги и, сверкая фарами, пошла колесить по озими… Выстрел. Еще выстрел.

Раза три сворачивала машина с дороги. Когда остановились в Вешках, профессор с гордостью кинул к нашим ногам зайчонка.

Все молчали. Молчал заместитель министра, молчали старики-лесоводы, молчали студенты. Неловко было сказать уважаемому профессору, гордившемуся знакомством с Шолоховым, обидные слова в лицо. А профессор даже не смутился. Он не понял, как мерзко выглядела его стрельба из-под фар. Много учился человек. В совершенстве постиг «окуней в разрезе», но ни любить природу, ни беречь ее не научился.

С парнем, убившим дятла, мы расстались друзьями. Мы не раз еще встретимся. Думаю, это был его последний дятел. Но сколько таких парней с ружьями! Выстрелы гремят в любое время года — есть ли охота, нет ли охоты. Бьют уток в гнезде, бьют зайцев из-под фар, бьют дятлов, бьют дроздов, синиц.

Человек с ружьем становится нашим врагом. Нет, мы не за слезливое вегетарианство!

Охота всегда была и будет большой радостью для человека. Но настоящий охотник — это в первую очередь любитель природы, а не истребитель всего живого. У нас же сотни тысяч людей берут в руки ружье, чтобы позабавиться. От этой забавы катастрофически пустеют леса и рощи, наши луга и парки.

Недостаток воспитания — вот первое, что порождает любителей стрельбы в дятлов. Тут есть над чем подумать школе, родителям, газетам, законодательству и, конечно, комсомолу.


Статьи по теме