Пенсионная Система РФ Курсовая Работа

Пенсионная Система РФ Курсовая Работа.rar
Закачек 3355
Средняя скорость 6444 Kb/s

Пенсионная Система РФ Курсовая Работа

Пенсионная система в Российской Федерации

План курсовой работы

1. Правовая природа пенсионной системы в России.

  • 1.1. Особенности системы пенсионного обеспечения населения.
  • 1.2. Современное состояние пенсионной системы Российской Федерации.

2. Структура пенсионного фонда. Его правовой статус.

  • 2.1. Основные функции пенсионного фонда.
  • 2.2. Негосударственные пенсионные фонды.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что пенсионное обеспечение является важной составляющей экономического и социального положения населения страны. В условиях усиливающегося финансового кризиса для пенсионного обеспечения объективно необходимо было формирование Пенсионного фонда РФ. Он образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

С 1 января 1991 года средства, предназначенные для выплаты пенсий и некоторых государственных пособий, по решению высших законодательных органов Российской Федерации были выведены из федерального бюджета. Работа по сбору, учету и целевому распределению средств была возложена на Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около 3/4 средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

Объектом данного исследования является система негосударственного пенсионного обеспечения, существующая в Российской Федерации.

Предметом исследования являются отличительные особенности деятельности НПФ в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации.

Цель курсовой работы — рассмотреть проблемы формирования и использования пенсионного фонда.

Задача курсовой работы:

  • 1. Рассмотреть особенности системы пенсионного обеспечения в России;
  • 2. Рассмотреть структуру пенсионного обеспечения;
  • 3. Раскрыть проблемы и основные направления по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в России.

Методологию составляет сравнительный анализ системы пенсионного страхования, места и роли НПФ в данных системах и показателями этой системы в России, проведение опроса населения методом анкетирования, контент-анализ публикаций СМИ и общенаучные методы познания: диалектический метод, проявляющийся в изучении поставленных проблем на основе общего (пенсионная система РФ), особенного (система негосударственного пенсионного обеспечения) и единоличного (негосударственные пенсионные фонды), выявление причинно-следственных связей в изучаемых явлениях и процессах; методы системного анализа, сравнения, обобщения.

Нормативная база — Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты.

1. Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166 “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.

2. Федеральный закон от 15.12. 2001г. №167 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

3. Федеральный закон от 28.12.2013г. №400”О страховых пенсиях в Российской Федерации”.

4. Федеральный закон от 24.07.2002г. №111 “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части страховой пенсии в Российской Федерации”.

Эмпирическая база — нормативно-правовые документы по проблемам социальной политики, пенсионного обеспечения, принятые в РФ; данные официальной статистики; международные и российские интернет-ресурсы, а также материалы исследований отечественных и зарубежных социологов по изучаемой проблематике; результаты авторских эмпирических социологических исследований реформирования пенсионной системы в условиях монетизации льгот.

Новизна – место пенсионного обеспечение в системе социальной политики государства. Анализ ретроспективного развития пенсионного обеспечения как одного из видов социальной политики государства. Специфические особенности пенсионного обеспечения. Необходимость модернизации пенсионного обеспечения.

Структура курсовой работы состоит в следующем: титульный лист, содержание, введение, глава 1, глава 2, заключение, библиографический список.

КУРСОВАЯ_ГОТ.doc

Сложившиеся в Российской Федерации социально- экономические условия потребовали проведения пенсионной реформы:

  • заработная плата перестала играть заметную роль при исчислении размера пенсии;
  • сузилась финансовая база пенсионного обеспечения (сократилась доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общей доле доходов населения);
  • возникла непростая демографическая ситуация в стране, усилился процесс старения населения. По данным 1994 г., доля лиц старше трудоспособного возраста составляет 21 %, тогда как доля лиц трудоспособного возраста — 56 %. Пенсионное обеспечение затрагивает жизненно важные интересы 37,5 млн престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. 8

Осуществление пенсионной реформы началось с утверждения Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, одобренной Правительством РФ. Концепция предусматривает переход к накопительным принципам финансирования трудовых пенсий и создание трехуровневой пенсионной системы.

Накопительная пенсионная система предусматривает, что работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплату пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.

Первый уровень пенсионной системы образуют базовые (социальные) пенсии — выплачиваются тем, кто не имел возможности накопить необходимые средства в процессе трудовой деятельности.

Базовые пенсии в принципе должны предоставляться всем гражданам РФ и обеспечивать материальные условия жизни человеку при наступлении инвалидности, или по достижении пенсионного возраста, или в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Этот уровень полностью функционирует за счет бюджетных средств.

Второй уровень — трудовые (страховые) пенсии для всех лиц, работающих по найму и охваченных обязательным государственным пенсионным страхованием. Трудовые пенсии построены на принципе индивидуального финансирования пенсии каждым работником за счет процента от заработной платы и инвестиционного дохода.

Третий уровень — негосударственные пенсии. Этот уровень пенсионной системы может быть как обязательный для отдельных
категорий работодателей и работников, так и носить добровольный
характер. Он должен позволить достигать более высоких стандартов
пенсионного обеспечения. Этот уровень находится в ведении
негосударственных пенсионных фондов.

Можно назвать следующие преимущества накопительной системы:

  • не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя продолжает зависеть от темпов экономического роста;
  • обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек, и насколько эффективно были инвестированы его накопления;
  • позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочного инвестирования в экономику;
  • сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов, что облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование.

Таким образом, именно накопительная система в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйства, чем распределительная модель.

В настоящее время в рамках пенсионной реформы введен индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования и на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ открыт индивидуальный лицевой счет.

Целью данного учета является:

  • приведение механизмов государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями;
  • развитие государственного пенсионного страхования в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Такая зависимость должна положительно повлиять на бюджет государственной пенсионной системы, поскольку она создаст заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов;
  • создание возможности для более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так и но отдельным профессиям, и более точной оценки необходимых расходов и выплату пенсий и расчета страхового тарифа;
  • использование индивидуализации страховых взносов в качестве составной части механизма решения проблемы увеличения пенсий работникам ряда отраслей, имеющим достаточно высокие заработки, но не получающим соответствующие им пенсии.

    1. История развития Пенсионной системы

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале 20 в., что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. Страхование охватило небольшую часть населения, и только высшие слои россиян. После революции 1917 г. оно было отменено, социалистическое государство начала создавать новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости. Она предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского и санитарно-курортного обслуживания трудящихся.

Несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Пенсионная система до 1990 г. находилась на полном государственном обеспечении, а средства на ее содержание аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который, в свою очередь, входил в государственный бюджет страны.

Развитие российской пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовали применения новых организационно-правовых оснований, содействующих стабилизации и подъему материального положения пенсионеров, сокращению численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который стал первым законом, в котором пенсионное страхование выделено в автономную систему, определены на законодательном уровне условия формирования государственного пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях пенсионного фонда и государственного бюджета стал отказ от бюджетных дотаций. Решающим собственным источником финансирования стал сбор страховых взносов.

В части организационной структуры управления деятельностью Пенсионного фонда по назначению и выплате пенсий сохранена прежняя система – через государственные органы социальной защиты населения.

Начало реформы пенсионного обеспечения датируется 7 августа 1995 г., когда вышло постановление правительства «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» № 790. 9 В соответствии с «Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения» в нашей стране должна быть создана трехуровневая пенсионная система.

Первый уровень — базовая пенсия, предоставляемая всем гражданам при наступлении инвалидности или достижении установленного возраста независимо от трудового стажа, назначаемая в твердых размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера и степени трудоспособности. Предполагается, что работающим она не будет назначаться и выплачиваться.

Второй уровень — трудовая пенсия, размер которой зависит от трудового (страхового) стажа и заработка. Все будущие пенсионеры должны иметь одинаковые обязанности по ее финансированию и одинаковые права относительно условий ее назначения и размеров – без каких-либо исключений и льгот. Стаж должен влиять на величину трудовой пенсии только в связи с продолжительностью уплаты страховых взносов.

Третий уровень — негосударственная пенсия, которая рассматривается как дополнительная по отношению к первым двум и возможна в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей или территорий, а также в форме личного пенсионного накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях. Однако становление и развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем считается приоритетной задачей.

Часть намеченных в Концепции мероприятий реализована (введен персонифицированный учет в государственном пенсионном страховании), хотя трехуровневая система и центральное ее ядро в форме государственного страхования пенсий так и не созданы.

В первом полугодии 1997 г. была подготовлена «Концепция пенсионной реформы», которая вызвала бурную дискуссию, но официально так и не была утверждена. 10 В ней три уровня смешанной (распределительно- накопительной) пенсионной системы сохранились, но были модифицированы и конкретизированы.

Разработчики этой трехуровневой системы со значительным накопительным элементом понимали, что переход на нее за счет дополнительных добровольных взносов граждан и работодателей, уплачиваемых сверх взносов в ПФ, был бы слишком медленным и затронул бы в обозримой перспективе лишь незначительную часть россиян.

Поэтому предлагалось пойти на частичное перераспределение уплачиваемых в ПФ страховых взносов для установления второго накопительного уровня. Работнику предстояло выбрать, направить ли часть страхового взноса, ранее уплачиваемого в ПФ, на индивидуальный накопительный пенсионный счет и тем самым отказаться от получения пенсии распределительного типа или оставить все, как есть.

Для реализации «Концепции реформы системы пенсионного обеспечения» было принято несколько законов. В соответствии законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. была создана информационная база обновляемой пенсионной системы, повышающая мотивы для уплаты страховых взносов всеми работающими. 11

Был откорректирован порядок назначения и перерасчета пенсий на основе индивидуальных лицевых счетов, соответствующие изменения в мае 1997 г. внесены в закон «О государственных пенсиях в РСФСР». 12 В июне 1997 г. при Пенсионном фонде был создан Информационный центр персонифицированного учета.

Законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 1 февраля 1998 г. предусмотрен переход на принципиально новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий на базе индивидуального коэффициента для каждого пенсионера. Он задуман для того, чтобы исчислять пенсии и постоянно их индексировать в соответствии с ростом средней зарплаты в стране. Кроме того, закон теоретически позволяет объективнее дифференцировать пенсии в зависимости от трудового вклада и ограничить уравнительные тенденции. Он предусматривает гибкий порядок отказа от использования пенсионных льгот отдельными категориями пенсионеров при исчислении стажа.

В своем становлении Пенсионный фонд России проходил несколько этапов.

Первый этап был связан с принятием постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. 13 На этом этапе, который занимал более 10 лет, Пенсионный фонд России стал самостоятельным и крупнейшим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

С вступлением в силу с 2002 г. Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране запущен механизм пенсионной реформы второго этапа, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

На этом этапе реформ деятельность Пенсионного фонда России была направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы стало достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную сферу.


Статьи по теме