Отзыв о Рассказе Ю Я Яковлева Багульник

Отзыв о Рассказе Ю Я Яковлева Багульник.rar
Закачек 3974
Средняя скорость 4510 Kb/s

Отзыв о Рассказе Ю Я Яковлева Багульник

Физика, опубликовано 8 часов назад

География, опубликовано 9 часов назад

Беларуская мова, опубликовано 9 часов назад

Экономика, опубликовано 9 часов назад

История, опубликовано 10 часов назад

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература.

« У моих книг другая задача – помочь ребятам жить».

Ю.Я.Яковлев

Ю.Я.Яковлев (1922-1995) — известный писатель, создавший немало произведений для детей и юношества. В его произведениях интересные сюжеты, но очень значимо то, что они имеют большое воспитательное значение. Читая рассказы, дети стремятся стать лучше, чище, порядочнее, походить на любимых своих героев. Поэтому так любят ребята читать рассказы Ю.Яковлева, а ещё смотреть мультфильмы по его произведениям. Например, про Умку. Помните?

Рассказ « Багульник» был написан автором в 1984 году.

«Багульник». Краткое содержание рассказа.

  • Героя -Косту- одноклассники не воспринимали серьёзно. Вечно он сидел и зевал на уроках, будто его ничто не интересует. Всегда молчал, не любят молчунов ни дети, ни учителя.
  • Однажды он принёс в класс веточки, поставил их в банку с водой. Все подсмеивались над ним, даже пытались подмести пол этим веником. А он ухаживал за веточками. И вдруг однажды они зацвели — распустился багульник. На улице снег, холод, а здесь — весна. «Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. Подумали, что он волшебник».
  • А ещё он очень любил собак. Ребята часто видели, как он гуляет то с одной, то с другой, с третьей. Откуда они у него? Он бежал к ним, как только заканчивались уроки: «Звонок с последнего урока — сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления».
  • Оказывается, Коста помогал пожилым людям гулять с их собаками, подкармливал их и делал это с огромной радостью. А однажды он просто спас собаку¸ которую хозяева оставили одну в квартире, а сами уехали. Коста по лестнице пробирался до балкона и кормил собаку. «Когда Коста уходил, боксер провожал его глазами, полными преданности».
  • А ещё он помогал гулять с таксой — собакой мальчика, прикованного к постели.
  • Обо всём этом узнала молодая учительница — Евгения Ивановна, которая однажды решила посмотреть, куда так быстро убегает после уроков Коста. «Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника».
  • Вечером Коста вышел на берег моря. Здесь ждала своего хозяина, давно погибшего, собака. Исхудалая, она всматривалась вдаль. Коста погладил её, дал поесть. «Она ела для того, чтобы не умереть. Ей нужно было жить. Она ждала кого-то с моря».
  • На другой день Коста снова заснул на последнем уроке. Ведь он так мало спит, помогая собакам и людям. Учительница рассказало об этом детям. И они уже больше не смялись над Костой, а тихо сидели вокруг него. А потом Коста проснулся, «вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью».

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Что такое доброта?

Можно ли воспитать в человеке такое качество, как доброта?

Почему именно доброта — основа нравственности человека?

Какое нравственное качество вы цените больше всего? На данный вопрос многие отвечают, что доброту. Да, именно доброта — основа порядочности, внимательности ко всему живому, отзывчивости, милосердия. Добрый человек не способен на жестокость,он всегда поможет тем, кто так нуждается в поддержке.

Именно таким показан герой рассказа « Багульник» — Коста. У него нет в классе друзей, все даже над ним подсмеиваются. А оказывается, он такой добрый. Всё свободное от школьных занятий время он посвящает помощи тем ,кто нуждается: гуляет с собаками пожилых людей, даже прикованного к постели мальчика. А ещё он поддерживает и помогает псу, который живёт в старой лодке ( этот домик для него тоже сделал Коста) и ждёт хозяина, который уже никогда не вернётся.

Всё это Коста делает с радостью, он живёт этим, это суть его характера: помогать нуждающимся.

Не случайно, когда ребята узнали об этом, они другими глазами взглянули на него. Читатель уверен, что все они тоже начнут делать добрые дела — ведь так много вокруг людей, которым нужна помощь.

Как веточка багульника, расцветая, озаряет всё вокруг красотой, так и доброта способна на чудеса. Она заразительна. Окружающим тоже хочется делать добрые поступки.

Человек не рождается добрым или злым. Таким он становится. Поэтому доброту нужно воспитывать с детства. Такие произведения, как «Багульник» Ю.Яковлева — настоящий учебник жизни для подростков и юношества. Не случайно автор писал, что его книги помогают ребятам жить, становиться добрее друг к другу.

Какого человека называют высоконравственным?

Какие качества личности позволяют судить о человеке, как о порядочном, нравственном человеке?

Можно ли понять человека по его внешности, не видя его поступков, действий.

Обманчивость внешнего, поверхностного восприятия человека.

Как часто о человеке мы судим по его внешности, незначительным ежедневным действиям, не пытаясь понять , какова у него душа, чем он дышит, живёт, что в мире для него является важным.

Так и одноклассники Косты видели в нём лишь слабого ученика, который не готовился к урокам, отставал по всем предметам, был пассивен, а иногда даже засыпал на последнем уроке. Сколько смеха – то было! И никто не пытался понять, а каков он, их одноклассник.

Но однажды Коста всех удивил: он поместил в банку веточки багульника. А потом багульник вдруг расцвёл. Это было такое чудо! Ребята даже подумали, что Коста- настоящий волшебник. Оказывается, как он любит природу, как восхищается нежностью распустившейся веточки!

А скольким людям он помогает, как заботится о собаках, не зная усталости. Куда девается его пассивность! Он активен, радостен, ведь занимается любимым делом. Понимаешь, как прекрасна его душа, как много добра излучает она.

Человек прекрасен своими делами, поступками. И не всегда он пытается что-то доказать людям, как он хорош. Он просто тихо делает своё любимое дело, и надо уметь понять душу этого человека, чтобы почувствовать, как она прекрасна.

Нравственность- это поведение человека по законам морали, добра, порядочности, справедливости. Нужно учиться видеть красоту человека, как сделали это одноклассники Косты, поняв, что это человек, достойный уважения.

Как должны строиться отношения между людьми?

Почему так важно уметь отличать порядочного и доброго человека от безразличного и даже жестокого?

Какие нравственные принципы должны быть в основе человеческих взаимоотношений?

Человек живёт среди людей, именно в обществе он становится личностью. Как важно, чтобы именно в детстве были положены основы нравственности, те ценности, которым потом человек будет следовать всю жизнь.

Жизненный урок преподал Коста своим одноклассникам, даже не желая этого. Своей любовью к природе ,к собакам- братьям нашим меньшим, своей добротой и отзывчивостью по отношению к беспомощным людям и собакам он снискал уважение товарищей. Как хорошо, что они смогли понять это, что их учительница Евгения Ивановна помогла им увидеть, как прекрасен Коста. Он ,словно куст багульника, сначала такой неприметный, но прошло время, и все увидели, что душа и поступки его- прекрасны, как прекрасен куст цветущего багульника. И отношение к Косте совершенно изменилось — от насмешливости до восхищения и уважения.

Отношения между людьми должны строиться на основе уважения, сопереживания. Надо уметь видеть в каждом то лучшее, что часто скрывается от первого взгляда. Понимать людей, ценить их- этому учит автор рассказа.

Каким должен быть настоящий учитель?

Какова роль школьного учителя в воспитании детей, в формировании в них нравственных качеств?

Сколько учителей было и есть в жизни людей! Наверное, каждый хранит в своей душе тёплые воспоминания о своих школьных учителях, которые не только давали знания, но и учили жизни.

Ещё очень молода Евгения Ивановна- учительница из рассказа Ю.Яковлева. Но читатель понимает, это настоящий учитель. Именно она помогла ребятам понять, каков Коста, сама сделала всё, чтобы выяснить причину вечного «отсутствия» мальчика на уроке, когда он думает, кажется, совсем не об уроках. Да и устаёт он почему-то, даже засыпает на уроке. Что с ним происходит? Она выяснила, что он помогает людям и животным. В её глазах Коста просто вырос — он прекрасен. «Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника».

Настоящий учитель способен понять ученика, увидеть в каждом то хорошее, что делает его настоящей личностью. Он учит понимать других, тем законам нравственности, которые создавались народом веками: жить , помогая другим, милосердно относиться к окружающим, природе и животным, оценивать человека по его делам , а не словам.

Как прекрасно, когда есть такие учителя, как Евгения Ивановна!

Каковы пути формирования личности ребёнка?

Какова роль взрослых в воспитании детей, особенно школьных учителей?

Что должно примером в жизни для ребёнка, как должен учиться жить по законам нравственности?

Воспитание личности — одна из наиважнейших задач в семье, школе, в обществе в целом. С детства ребёнка учат поступать «хорошо, а не плохо», прививая навыки нравственного поведения.

Большая роль в этом – деятельность школьного учителя, его уроки доброты, которые он проводит ежедневно, ежечасно — на уроках, во внеурочное время, беседуя с детьми, как это делает Евгения Ивановна.

Порой и сами дети могут преподносить , сами того не желая, уроки доброты и порядочности. Милосердия и отзывчивости, как это сделал Коста — просто своим поведением, своим желанием помочь тем, кому эта помощь нужна.

Ребёнка учит буквально всё: небольшая веточка вдруг расцветшего багульника может совершить настоящее чудо: дети становятся вдруг добрее, порядочнее.

Каждое слово, поступок, даже жест взрослого — всё воспитывает ребёнка. Близость к природе, возможность ухаживать за растениями, животными — всё это делает их добрее.

Рассказ Ю.Яковлева « Багульник»- настоящий учебник жизни для детей. И если ,прочитав его, они становятся лучше, то значит автор выполнил свою задачу- написал произведение, которое помогает подросткам жить. Он говорил: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

1 Истинная и ложная красота (по рассказу Ю. Яковлева «Багульник») Цели: знакомство с творчеством Ю. Яковлева; развитие коммуникативных компетенций; воспитание толерантности, корректности, вежливости в поведении и речи; актуализация личного жизненного опыта учащихся 1.Стадия вызова Сегодняшняя наша встреча будет посвящена такому простому и такому сложному понятию, как «красота». Как Вы думаете, что такое красота? И почему говорят «С лица воды не пить»? Значит ли это, что быть красивым плохо? А что же тогда означает эта поговорка? Назовите хотя бы некоторые качества, на Ваш взгляд, красивого человека. Запишите все мысли, которые пришли Вам в голову. 2.Стадия размышления Рассказ называется «Багульник» и для начала я хотела бы спросить вас, а знаете ли вы, что такое багульник? Как выдумаете, о чем будет этот рассказ и почему он так называется? Итак, мы начинаем чтение рассказа. Он вызывающе зевал на уроках. «Багульник» — Почему ты зеваешь?! — раздраженно спрашивала Женечка. Она была уверена, что он зевает он от скуки. Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. Зевал же потому, что всегда хотел спать.

2 Первая остановка: Какое отношение у вас складывается по отношению к «нему»? Как вы думаете, почему он все время зевал на уроках? А кто такая Женечка? Почему вы так считаете? Что будет дальше? Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду. И каждый день менял воду. Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек-узелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега. Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет. — Багульник! — буркнул он и пошел прочь. Вторая остановка Как изменилось ваше отношение к мальчику? Как вы думаете, зачем он принес в класс веточки? Как, на ваш взгляд, будут дальше развиваться события? Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроках, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами. Когда багульник зацвел, все забыли, что Костя — молчальник. Подумали, что он волшебник. И Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, волосы — конским хвостиком, воротник — хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто бы не принял за учительницу.

3 Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда раздается звонок с последнего урока, Костя вскакивал с места и, сломя голову, выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью. Куда он мчался? Третья остановка: Так куда же он мчался? Почему отношение Евгении Ивановны к Косте так резко изменилось? Что в этом мальчике вызвало нескрываемый интерес Женечки? Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. Очесы длинной шелковистой шерсти колыхались языками пламени. Но через некоторое время его встречали с другой собакой — под короткой шерстью тигрового окраса перекатывались мускулы бойца. А позднее он вел на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах. Головешка не вся обуглилась — над глазами и на груди теплились коричневые подпалины. Что это были за собаки, и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Когда родители возвращались с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал поднос глаголы. Так он сидел запоздно. Причем здесь сеттеры, боксеры и таксы? Четвертая остановка Что же происходит с этим мальчиком, как вы думаете? Совпали ли ваши предположения о дальнейшем сюжете с тем, что описывает автор? Почему даже Костиным родителям не было известно о собаках? Как ему удавалось скрывать свое «пристрастие», чем он за это «расплачивался»? Костя же появлялся дома за пятнадцать минут до прихода родителей и едва успевал отчистить штаны от собачьей шерсти. Звонок с последнего урока — сигнальная ракета. Она звала Костю в загадочную жизнь, о которой никто не имел представления. И как зорко ни следила бы за ним Женечка, стоило ей на мгновение отвести глаза, как Костя исчезал, выскальзывал из рук, улетучивался.

4 Однажды Женечка не выдержала и бросилась за ним вдогонку. Она вылетела из класса, застучала подковками по лестничным ступеням и увидела его в тот момент, когда он несся к выходу. Она выскользнула в дверь и устремилась за ним на улицу. Прячась за спинами прохожих, она бежала, стараясь не стучать подковками, а конский хвост развевался по ветру. Она превратилась в следопыта. Костя добежал до своего дома — он жил в зеленом облупившемся доме — исчез в подъезде и через пять минут появился снова. За это время он успел бросить портфель, не раздеваясь проглотить холодный обед, набить карманы хлебом и остатками обеда. Женечка поджидала его за выступом зеленого дома. Он пронесся мимо нее. Она поспешила за ним. Костя нырнул в косой переулок и скрылся в парадном. Он позвонил в дверь. И сразу послышалось какое-то странное подвывание и царапанье сильной когтистой лапы. Потом завывание перешло в нетерпеливый лай, а царапанье — в барабанную дробь. — Тише, Артюша, подожди! — крикнул Костя. Дверь отворилась, и огненно-рыжий пес бросился на Костю, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок. — Артюша, перестань! Куда там! На лестнице послышались лай и грохот, и оба — мальчик и собака — с неимоверной скоростью устремились вниз. Они чуть не сбили с ног Женечку, которая едва успела прижаться к перилам. Ни тот, ни другой не обратили на нее внимания. Артюша кружился по двору. При этом лаял, подскакивал и все норовил лизнуть Костю в щеку или в нос. Так они бегали, догоняя друг друга. А потом нехотя шли домой. Их встречал худой человек с костылем. Собака терлась об его единственную ногу. Длинные мягкие уши сеттера напоминали уши зимней шапки, только не было завязочек. — Вот, погуляли. До завтра, — сказал Костя. — Спасибо. До завтра. Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костер.

5 Теперь пришлось бежать три квартала. До двухэтажного дома с балконом, который находлся в глубине двора. На балконе стоял пес боксер. Скуластый, с коротким, обрубленным хвостом, он стоял на задних лапах, а передние положил на перила. Боксер не сводил глаз с ворот. И когда появился Костя, глаза собаки загорелись темной радостью. — Атилла! — крикнул Костя, вбегая во двор. Боксер тихо взвизгнул. От счастья. Костя подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. Лестница была тяжелой. Мальчику стоило больших трудов поднять ее. И Женечка еле сдержалась, чтобы не кинуться ему на помощь. Когда Костя, наконец, приставил лестницу к перилам балкона, боксер спустился по ней на землю. Он стал тереться о штаны мальчика. При этом поджимал лапу. У него болела лапа. Костя достал припасы, завернутые в газету. Боксер был голоден. Он ел жадно, но при этом посматривал на Костю, и в его глазах накопилось столько невысказанных чувств, что казалось, он сейчас заговорит. Когда собачий обед закончился, Костя похлопал пса по спине, прицепил к ошейнику поводок, и они отправились на прогулку. Отвисшие губы большого черногубого рта собаки вздрагивали от пружинистых шагов. Иногда боксер поджимал большую лапу. Женечка слышала, как дворничиха им вслед сказала: — Выставили собаку на балкон и уехали. А она хоть помирай с голоду! Люди ведь. Когда Костя уходил, боксер провожал его глазами, полными преданности. Его морда была в темных морщинах, лоб пересекала глубокая складка. Он молча шевелил обрубком хвоста. Женечке вдруг захотелось остаться с этой собакой. Но Костя спешил дальше. В соседнем доме на первом этаже болел парнишка — был прикован к постели. Это у него была такса — головешка на четырех ножках. Женечка стояла под окном и слышала разговор Кости и больного мальчика. — Он тебя ждет, — говорил больной.

6 — Ты болей, не волнуйся, — слышался голос Кости. — Я болею. не волнуюсь, — отвечал больной. — Может быть, я отдам тебе велосипед, если не смогу кататься. — Мне не надо велосипеда. — Мать хочет продать Лаптя. Ей утром некогда с ним гулять. — Приду утром, — после некоторого раздумья отвечал Костя. — Только очень рано, до школы. — Тебе не попадает дома? — Ничего. тяну. Только спать хочется, поздно уроки делаю. — Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем. — Выкарабкивайся. — Ты куришь? — спросил больной. — Не курящий, — отвечал Костя. — И я не курящий. — Ну, мы пошли. Ты болей. не волнуйся. Пошли, Лапоть! Таксу звали Лаптем. Костя вышел, держа собаку под мышкой. И вскоре они уже шагали по тротуару. Рядом с сапогами, ботинками, туфлями, на кривых ножках семенил черный Лапоть. Пятая остановка Как вы думаете, о чем думала Женечка, когда шла по следам своего ученика? Что происходило в ее душе? Изменилось ли ваше отношение к Косте с того момента, как он принес в класс веточки? Вы не помните, с какого момента в рассказе мальчика начинают называть по имени? С чем это связано, как вы думаете? Женечка шла за таксой. И ей казалось, что эта пламенно-рыжая собака обгорела и превратилась в такую головешку. Ей хотелось заговорить с

7 Костей. Расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника. На другой день в конце последнего урока Костя уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул. Зазвенел звонок с последнего урока. Он звенел громко и протяжно, но Костя не слышал звонка. Он спал. Шестая остановка Что бы вы сделали на месте Евгении Ивановны? Евгения Ивановна — Женечка — склонилась над спящим мальчиком, положила ему руку на плечо и тихонько потрясла. Он вздрогнул и открыл глаза. — Звонок с последнего урока, — сказала Женечка, — тебе пора. Костя вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью. 3.Стадия осмысления А Как вы думаете, что думала учительница о Косте до того, как узнала, куда он убегает каждый день после уроков? Изменилось ли ее мнение о мальчике потом? Если да, то почему, по вашему мнению, могло измениться ее отношение к Косте? Заботясь о собаках, Костя вносит в свою жизнь много неудобств, ему приходится жертвовать своим свободным временем. Почему он все-таки это делает? Как вы думаете, получает ли он за это какую-то награду? Можно назвать Костю сопереживающим человеком? Какие поступки говорят о том, что человек способен к сочувствию? Можете ли вы назвать Костю красивым человеком? Почему? Скажите, почему этот рассказ называется «Багульник»?

8 Б Просмотрите на свои списки черт красивых людей. Могли бы вы еще что-то в них добавить? В Объединитесь в группы по шесть человек. Очень внимательно посмотрите на членов своей группы. Подумайте, какие красивые черты вы видите в каждом из своих товарищей (помните, что речь идет не только о внешности, но и о чем-то другом. ). Рефлексия. Обведите на чистом листе бумаги свою ладошку с раскрытыми пальцами. В уголке листа напишите свое имя, или нарисуйте что-нибудь, чтобы потом безошибочно определить, что это именно ваш листочек. В течение 10 минут по очереди напишите на каждом из пальцев каждого из участников вашей группы те качества, которые вам кажутся в нем наиболее привлекательными (листочки с ладонями передаются друг другу по кругу, пока не вернутся к «хозяину»).


Статьи по теме