Описание с Элементами Рассуждения Сочинение

Описание с Элементами Рассуждения Сочинение.rar
Закачек 3101
Средняя скорость 9225 Kb/s

Описание с Элементами Рассуждения Сочинение

Моя бабушка (сочинение-описание с элементами рассуждения)

Моя бабушка — удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, заразительно смеется.

Кажется, великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал, что глаза — это зеркало души человека. Как это правильно!

Глаза часто «выдают» людей, которые врут, у которых злое сердце. Но это — тема другого сочинения.

Глаза моей бабушки необыкновенные. Что в них особенного? Они небольшие, голу­бые. Необыкновенность же заключается в том, что они молодые. Они задорно блестят, когда бабушка весела. И блеск их не гаснет, когда она печалится. Значит, и душа у ба­бушки молодая. А это дано не каждому человеку. Например, моя соседка, должно быть, бабушкина ровесница, смотрит хмуро и недоброжелательно. Глаза у нее блеклые, цвет их определить невозможно. Вот так же поблекла и ее душа. А жаль! Я думаю, каждый человек должен стараться как можно дольше оставаться молодым. Если это невозможно физически, то оставаться молодым в душе — в его власти. Старение — это умирание, а жизнь — Божий дар, который нужно ценить. Мы должны радоваться жизни.

Моя бабушка живет в деревне. У нее есть небольшое хозяйство: огород, козочки, куры и собачка Жучка. Все это требует заботы и ухода. Моя бабушка очень трудолюбивая. Яхочу подчеркнуть еще одну деталь в ее внешности. Руки. Они постарели и сморщились от постоянной работы. Однако они сильные и умелые. Ими бабушка не только всех накормит. Она и носочки шерстяные свяжет, и чистоту в доме наведет, и Жучку свою приласкает.

Мне очень нравится имя моей бабушки — Анастасия. В переводе с греческого оно означает: «непоседа». Как все-таки удивительно подходят людям их имена!

Когда у меня родится дочка, я назову ее именем Анастасия.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Русский язык. 5 класс.

Сочинение – описание с элементами рассуждения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Цель урока: Расширение представления об окружающем мире и внутреннем мире человека, о нравственных и эстетических ценностях.

— познакомить с творчеством художника;

— продолжить формирование умения анализировать произведения изобразительного искусства;

— совершенствовать умения составлять план сочинения, написания сочинения – описания с элементами рассуждения.

— развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

— развивать и обогащать речь детей.

-воспитывать любовь к русской природе.

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Тип урока: Комбинированный ( Развитие речи).

Метод урока: Проблемно – поисковый.

— углубление теоретических знаний;

— углубление практических знаний;

— развитие словесно – логического мышления.

Технология урока: Проблемно – диалогическая.

Особенность урока: реализация межпредметных связей на различных этапах урока.

Оборудование: репродукция картины художника Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»; портрет художника; стихотворения о зиме; комплект текстов, пейзажи других художников.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, коллективная, парная, индивидуальная.

Организационный момент. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки,

Покрывая все кругом

Мягким бархатным ковром.

Солнце полно светлой ласки,

Все блестит, как в дивной сказке.

Пруд зеркальный недвижим

Под покровом ледяным.

— О каком времени года рассказывает это стихотворение? (О зиме)

Сегодня познакомимся с картиной Г.Г. Низкого, на которой изображен зимний пейзаж.

Актуализация имеющихся знаний.

— Вспомните отрывок из стихотворения А. Кушнера «Что я знаю»:

Если видишь: на картине

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, —

Учащиеся дополняют слово.

Что такое пейзаж? Пейзаж – ( от фран. – местность, страна) картина природы в художественном произведении.

Рассказ о многообразии пейзажей.

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие, которые создала фантазия художника. Есть пейзажи, в которых художники сумели очень точно описать состояние природы. Вспомните картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как поэтично изобразил он приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, суету прилетевших грачей. Смотришь на картину, и тебя охватывает предчувствие наступающей весны.

Давайте вспомним, как художники изображают разные времена года.

Демонстрация репродукций картин: И.Э. Грабарь «Мартовский снег»; И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Золотая осень», «Зима», В. Поленов «Московский дворик», И. Ливитан «Март», А. Куинджи «Вечер на Украине».

Обучение школьников написанию сочинений всегда представляло трудности для учителей, тем более, если это сочинение-описание с элементами рассуждения. Данный урок представляет собой опыт такой работы. Предмет описания – деревянная кукла Снегурочка. Мы с ребятами привезли ее из города Калязина, куда ездили на экскурсию в мастерскую, где расписывают деревянные игрушки. После этой поездки возникла идея создания данного урока.

Цель урока: Научить детей писать сочинение-описание с элементами рассуждения.

Задачи:

  1. Учить детей создавать текст в определенной логической последовательности.
  2. Учить детей наблюдать за предметами окружающего мира, отбирать нужные языковые средства для их описания.
  3. Воспитывать в учащихся уважительное отношение к труду.
  4. Воспитывать в учащихся интерес к русским народным промыслам, интерес к народной культуре.

Объявление темы

Ребята, вы уже хорошо знаете, что такое сочинение-описание. Сегодня мы с вами будем описывать предмет, а именно деревянную Снегурочку, похожую на матрешку. Но наша задача усложняется тем, что мы не только опишем игрушку, но и поговорим о работе мастера, который ее сделал, о том, какими качествами нужно обладать, чтобы создать такую замечательную вещь, то есть будем писать сочинение с элементами рассуждения.

Начало сочинения

Как начать сочинение? В качестве разминки проведем небольшое тренировочное упражнение (все задания даются на карточках или выводятся на экран с помощью проектора).

Составьте предложения из данных слов и словосочетаний.

  1. Россия, народные промыслы, вышивка, посуда, игрушки.
  2. Необыкновенная игрушка, Снегурочка, русская сказка.

Перед выполнением задания выясняем значение выражения «народные промыслы», учащиеся работают с толковым словарем, выясняют, что именно на мелких ремесленных предприятиях расписывают деревянные игрушки. Далее ребята зачитывают свои предложения, редактируют их, объясняют написание отдельных слов. Возможные варианты:

  1. Издавна Россия славится народными промыслами: вышивкой, изготовлением посуды и, конечно, игрушками.
  2. Я вижу перед собой необыкновенно красивую игрушку – деревянную Снегурочку из русской сказки.

Эти предложения ребята смогут использовать как начало сочинения.

Описание Снегурочки

Ребятам предлагается заполнить таблицу, чтобы набрать необходимый материал к сочинению. (Привожу в качестве примера таблицу со своего урока).

В процессе заполнения таблицы учитель задает вспомогательные вопросы:

Как еще можно назвать Снегурочку? Откуда взят этот образ, из какой сказки? Какая именно это игрушка? Что общего у нее с матрешкой? (Может открываться, и игрушка, и футляр). Также необходимо объяснить ребятам значение слова «кокошник», если будет необходимость.

Работа с художественным текстом

Учитель читает отрывок из русской народной сказки, предлагает ребятам записать понравившиеся слова и выражения, которые можно будет использовать в сочинении:

«Стоит снежная красавица, веселая, приветливая, пригожая. Глаза блестят, словно снег на солнце играет, губы розовые улыбаются. На Снегурочке шубочка соболья. Ах, какая прелестница! Ах, какая нарядница!»

Рассуждение в сочинении

Те из вас, кто был на экскурсии в мастерской, где расписывают деревянные игрушки, знают, что кукол там расписывают преимущественно женщины, то есть речь идет не о мастере, а о скорее о мастерице.

Ребятам предлагается текст для обсуждения.

«Три года учения позади…Надежда сидит за своим рабочим столом и держит в руках деревянную фигурку матрешки. Мастерица уже расписала голову куклы, самая трудная часть работы позади, и теперь Надя с удовольствием маленькой кисточкой наносит на платье куклы узор, навеянный фантазией художницы. Работает Надежда весело, сноровисто, но в то же время осторожно, неспешно, аккуратно. И немало еще времени пройдет, пока расписная матрешка предстанет во всем своем великолепии.»

Вопросы учителя: Что значит «работать сноровисто»? Какой синоним к слову «мастерица» использует автор текста? Какие еще синонимы можно подобрать к слову мастерица? (Работаем со словарем синонимов). Какие наречия использует автор текста для описания работы?

Построение текста-рассуждения

Как строится текст-рассуждение? (Учащиеся вспоминают схему тезис – доказательство – вывод ). Далее ученики отвечают на вопросы учителя и выдвигают тезисы и их доказательства.

Какими чертами характера нужно обладать мастеру, который расписывает кукол?

Тезис: нужно быть ловким, умелым, но и осторожным, аккуратным, терпеливым.

Доказательство: это кропотливая и тонкая работа, любое неосторожное движение может испортить игрушку.

Нужна ли в такой работе фантазия, склонность к выдумке?

Тезис: мастер должен обладать фантазией, быть творческим человеком.

Доказательство: Если мастер – человек без фантазии, все его работы будут однообразными и скучными.

Нужно ли учиться ремеслу художника?

Тезис: нужно учиться ремеслу художника.

Доказательство: без навыков и умений в такой работе не обойтись.

Говорят, что каждая кукла чем-то похожа на мастера, который ее сделал. Как вы думаете, почему?(Расписывая игрушки, мастер вкладывает в работу частичку своей души).

Тезис: нужно любить дело, которым ты занимаешься.

Доказательство: Если мастер любит свои работу, она приносит радость и ему, и людям, которые смотрят на его произведения.

У текста типа рассуждения есть еще одна смысловая часть – вывод. Выводы каждый из вас сделает сам. Для этого еще раз вспомните все, что мы говорили о труде мастера, выберите то, что кажется вам самым главным. Подумайте также о том, хотели бы вы научиться расписывать игрушки, представляете ли вы себя в роли мастера? Каково ваше отношение к этому ремеслу? Мне бы очень хотелось, чтобы вы гордились тем, что у нас в России есть такие мастера и такие народные промыслы.

Подготовка к сочинению завершается составлением плана и устными словесными зарисовками учащихся к каждому из пунктов плана.


Статьи по теме