Изложение Встреча с Кашалотом

Изложение Встреча с Кашалотом.rar
Закачек 1721
Средняя скорость 7354 Kb/s

Изложение Встреча с Кашалотом

Урок по развитию речи в 6 классе с использованием приемов РКМЧП.

Тема урока: Подробное изложение. Текст «Встреча с кашалотом»(6класс).

Методы и приемы

Образовательная: обучение учащихся запоминанию текста и подробному его изложению.

Развивающая: развитие критического мышления, речи, памяти.

Воспитательная: воспитание личностных качеств: толерантности, инициативности, ответственности.

3.Чтение с остановками.

Развитие логического мышления.

Умение выделять главное, активно воспринимать текст.

1 этап-активизация каждого ученика.

1.-В названии содержится слово встреча.( Название текста читается не полностью). Какие ассоциации возникают у вас с этим словом , запишите в тетрадях.

азговор, узнавание, беседа ).

-Кто встречается и с кем?

-Где происходит встреча?

-Что необычного в этом?

2.-Что отражено в названии текста? (Тема)

3.На доске записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним сюжетную канву🙁корабль, пролив, не врезаться во льды, , удар, качнуло )

Индивидуальная работа, прослушивание и обсуждение нескольких вариантов работ.

2 этап– осмысление текста.

-Прослушайте 1 часть текста, подтвердилась ли ваша версия?

Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.
Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло…

Рассказ от первого лица

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар

Капитан опытный. Почему тогда произошел удар?

Встреча с айсбергом?

-Что произошло дальше? (Прослушивание версий).

Ключевые слова на доске: как кувалда, чудовище.

Прослушайте 2 часть.

Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло. Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом. Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был …

Ключевое выражение на доске: фонтан пара.

-Кашалот? Опишите его, используя знания из области зоологии (работа в паре). Прослушивание ответов.

Прослушайте3 часть текста.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

-Правильно ли вы описали кашалота?

Рассказ от первого лица

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар.

Зубастый кит, голова, как кувалда, крошечные глазки, одна ноздря, фонтан пара.

Капитан опытный, почему тогда произошел удар?

Плыл всю ночь за кораблем, потому что…

Почему кашалот плыл за кораблем? Ваши предположения ?

(Работа в паре, группе). Прослушивание версий.

Прослушайте последнюю часть текста.

Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения.
Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?
— Оправдались ли ваши предположения?

Рассказ от первого лица

Молодой кит, автор

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар

Зубастый кит, голова, как кувалда, крошечные глазки, одна ноздря, фонтан пара

Судно похоже на кита, отстал от стада, ищет маму

Капитан опытный, почему тогда произошел удар?

Плыл всю ночь за кораблем, потому что…

-Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать основную мысль?

-Прослушайте текст еще раз , напишите изложение близкое к тексту.

Работа с черновым и чистовым вариантами.

3 этап — рефлексия. Заполнение листа.

1.Понравилось ли вам анализировать текст с остановками?

2.Помогло ли в запоминании текста заполнение дневника?

3.Активно ли вы работали в группе?

Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.
Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло… Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом.

Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был кашалот.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете я разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения. Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?
(По Г.Снегиреву).

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар

Капитан опытный. Почему тогда произошел удар?

Встреча с айсбергом?

-Что произошло дальше? (Прослушивание версий).

Ключевые слова на доске: как кувалда, чудовище.

Прослушайте 2 часть.

Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло. Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом. Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был …

Ключевое выражение на доске: фонтан пара.

-Кашалот? Опишите его, используя знания из области зоологии (работа в паре). Прослушивание ответов.

Прослушайте3 часть текста.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

-Правильно ли вы описали кашалота?

Рассказ от первого лица

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар.

Зубастый кит, голова, как кувалда, крошечные глазки, одна ноздря, фонтан пара.

Капитан опытный, почему тогда произошел удар?

Плыл всю ночь за кораблем, потому что…

Почему кашалот плыл за кораблем? Ваши предположения ?

(Работа в паре, группе). Прослушивание версий.

Прослушайте последнюю часть текста.

Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения.
Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?
— Оправдались ли ваши предположения?

Рассказ от первого лица

Молодой кит, автор

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар

Зубастый кит, голова, как кувалда, крошечные глазки, одна ноздря, фонтан пара

Судно похоже на кита, отстал от стада, ищет маму

Капитан опытный, почему тогда произошел удар?

Плыл всю ночь за кораблем, потому что…

-Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать основную мысль?

-Прослушайте текст еще раз , напишите изложение близкое к тексту.

Работа с черновым и чистовым вариантами.

3 этап — рефлексия. Заполнение листа.

1.Понравилось ли вам анализировать текст с остановками?

2.Помогло ли в запоминании текста заполнение дневника?

3.Активно ли вы работали в группе?

Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.
Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло… Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом.

Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был кашалот.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете я разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения. Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?
(По Г.Снегиреву).

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Руссо Жан Жак (1712 — 1778) — французский философ «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» Слайд 1

Изложение – это вид письменной или устной работы, когда стараются передать как можно точнее услышанный или прочитанный самостоятельно текст. Слайд 2

«Встреча с…» Слайд 3

ВСТРЕЧА РАЗГОВОР УЗНАВАНИЕ БЕСЕДА ПРОГУЛКА Слайд 4

Корабль, пролив, не врезаться во льды, удар, качнуло. Слайд 5

ТРЁХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК Слайд 7 КТО? ЧТО? КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА КОММЕНТАРИИ (ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ)

как кувалда, чудовище. Слайд 8

фонтан пара Слайд 9

Кашалот Слайд 10

ФИЗМИНУТКА Гимнастика для глаз Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд. (Слайд 12)

Слайд 13 Тезисный план – это план, в котором название каждой части – тезис, то есть утверждение, требующее доказательства.

Тезисный план 1. Однажды ночью корабль шел в Анадырском заливе и с большим трудом пробирался малым ходом между льдинами. 2. Вдруг за бортом появилось какое-то чудовище. 3. Всю ночь за кораблем плыл и тяжко вздыхал кашалот – самый большой по размерам зубастый кит. 4. Наверное, молодой кашалот отстал от матери и принял судно за кита. 5. Молодой кит отправился искать экватор. Слайд 14

Кувалда — это род молота для работы с металлом. Экватор – это воображаемая окружность, делящая земной шар на северное и южное полушария. Корма́ — задняя часть корпуса корабля. Кашало́т — морское млекопитающее, единственный современный представитель семейства кашалотовых, родственного карликовым кашалотам. Крупнейший из зубатых китов. ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА Слайд 15

ФИЗМИНУТКА УСПОКОЕНИЕ Слайд 16 Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновенье, Серьезным быть пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головки опустили, ротик закрыли. И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, А себя лишь одного!

Лестница успеха»: 1-я ступенька: уверен в своих знаниях 2-я ступенька: в основном уверен , нужно ещё повторить 3-я ступенька: нуждаюсь в помощи. Слайд 17


Статьи по теме