Гуттаперчевый Мальчик План Рассказа

Гуттаперчевый Мальчик План Рассказа.rar
Закачек 1533
Средняя скорость 3957 Kb/s

Гуттаперчевый Мальчик План Рассказа

Физика, опубликовано 13 часов назад

География, опубликовано 14 часов назад

Беларуская мова, опубликовано 14 часов назад

Экономика, опубликовано 14 часов назад

История, опубликовано 15 часов назад

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Урок литературы в 5 классе «Несчастный мальчик» по повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» (внеклассное чтение)

Организационный момент. – Здравствуйте, ребята. Я рада новой встрече с вами. Перед нами рабочий оценочный лист, с которым мы будем работать.

Вступительное слово учителя

Сегодня к уроку мы прочитали повесть Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Какое бы определение дали мальчику. Это несчастный мальчик.

Слайд.Тема урока. Несчастный мальчик (записываем в тетрадь)

Какую цель поставим перед собой ? (Проанализировать произведение, которое поможет понять участь обездоленных детей 19 века.)

Слайд. ПЛАН УРОКА:

Познакомиться с автором повести.

Работать со словарём.

Искать информацию в тексте.

Читать отрывки из повести.

Составить характеристику героев.

Послушайте стихотворение «Берег детства» автора Павла Кашаева.

У каждого есть в жизни “Берег детства”,

Где море сказок и волшебных снов.

На эту красоту не наглядеться…

Так хочется вернуться вновь и вновь…

Туда, где легкокрылые мечтанья

Летят искать в тумане острова,

Где рыбок чуть заметное мельканье,

Где спряталась подводная трава…

Где в брызгах солнца радужных купаясь

Плывет, уходит в голубую даль

Такой знакомый белый-белый парус…

И расставаться с ним… немного… жаль

Прекрасные строчки, для многих из нас – берег детства содержит море сказок и волшебных снов, но мог герой прочитанной нами повести так сказать? Разберёмся!

Дми́трий Васи́льевич Григоро́вич (19 (31) марта 1822 — 22 декабря 1899 ( 3 января 1900 ) — русский писатель, автор известных повестей «Деревня», «Антон Горемыка», в 1883 году пишет повесть «Гуттапречевый мальчик».

Что такое повесть ( По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом , тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. )

К Какому роду относится . (К эпосу).

Начиная с названия рассказа, разберёмся со значением слова . (Ищут в словаре).

Слайд. Гуттаперчевый — упругое, сходное с каучуком и с кожей органическое вещество. Происходит от малайск. getah percha букв. « смола перчи (название растения)»; слово getah « смола , камедь » было сближено с лат. gutta « капля ».

II. Анализ прочитанного.

Где происходят действия повести? ( в Петербурге)

Назовите героев произведения. (Клоун Эдвардс, Карл Богданович Беккер, Петя, прачка Варвара, Зизи, Вера, Паф)

В первой главе автор описывает цирк . Каждый из нас бывал в цирке. Какие ощущения от этого удивительного искусства? (Много света. Музыки, радости, смеха, красоты. Сильные люди вершат чудеса)

Но совсем другим мы видим цирк в повести.

Слайд. -Расскажите о клоуне Эдвардсе глава 1, стр. 3. ( Эдвардс был в труппе первым сюжетом, первым любимцем публики, первым потешником, изобретавшим чуть ли не каждое представление что-нибудь новое, заставлявшее зрителей смеяться до упаду и хлопать до неистовства. Словом, он был душою цирка, главным его украшением, главной приманкой .Боже мой, что мог бы сказать Эдвардс в ответ товарищам, часто хваставшим перед ним тем, что их знала публика и что они бывали в столицах Европы! Не было цирка в любом большом городе от Парижа до Константинополя, от Копенгагена до Палермо, где бы не хлопали Эдвардсу, где бы не печатали на афишах его изображение в костюме с бабочками! Он один мог заменять целую труппу: был отличным наездником, эквилибристом, гимнастом, жонглером, мастером дрессировать ученых лошадей, собак, обезьян, голубей, а как клоун, как потешник — не знал себе соперника.)

Режиссёр стал замечать у Эдвардса признаки надвигающейся тоски. Почему . Глава 1. Стр. 4 ( Кстати, вы что-то хотели сказать мне о гуттаперчевом мальчике, — подхватил он, очевидно более с целью развлечь Эдвардса, так как ему было известно, что клоун в последнее время выражал особенную заботливость к мальчику, что служило также знаком приближавшейся болезни, — вы говорили, он стал как будто слабее работать. Мудреного нет: мальчик в руках такого болвана, такого олуха, который может только его испортить!)

Слайд. — Опишите уборную Беккера . Глава 1. Стр. 4 ( Вошел в крошечную низкую комнату, расположенную под первой галереей для зрителей; нестерпимо было в ней от духоты и жары; к конюшенному воздуху, разогретому газом, присоединялся запах табачного дыма, помады и пива; с одной стороны красовалось зеркальце в деревянной раме, обсыпанной пудрой; подле, на стене, оклеенной обоями, лопнувшими по всем щелям, висело трико, имевшее вид содранной человеческой кожи)

Слайд. — В этом описании есть деталь, которая заставляет содрогнуться . Что такое деталь? Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) —Трико, которое имеет вид содранной кожи, эта деталь указывает на жестокость хозяина.

Слайд. — Опишите Беккера Глава 1, стр. 5 ( Беккер — совершенное подобие Голиафа. Физическая сила сказывалась в каждом его мускуле, толстой перевязке костей, коротенькой шее с надутыми венами, маленькой круглой голове, завитой вкрутую и густо напомаженной. Он казался не столько отлитым в форму, сколько вырубленным из грубого материала, и притом грубым инструментом; хотя ему было на вид лет под сорок, — он казался тяжеловесным и неповоротливым) Голиаф был необычайно сильным воином огромного роста, уроженцем города Гефа .

Опишите мальчика . Глава1, стр. 5 ( На другом стуле помещался тоже завитой, но совершенно голый, белокурый и худощавый мальчик лет восьми. Он не успел еще простыть после представления; на тоненьких его руках и ногах и впадине посреди груди местами виднелся еще лоск от испарины; голубая ленточка, перевязывавшая ему лоб и державшая его волосы, была совершенно мокрая; большие влажные пятна пота покрывали трико, лежавшее у него на коленях. Мальчик сидел неподвижно, робко, точно наказанный или ожидающий наказания).

На что указывает деталь в этом отрывке : Когда оба были готовы, акробат взял со стола хлыст, свистнул им по воздуху, крикнул: марш! и, пропустив вперед воспитанника, зашагал по коридору. (Беккер обращается с мальчиком как с животным).

Мы заявили в теме, что мальчик несчастный . Поработаем со словарём. Словарь: НЕСЧА́СТНЫЙ (1 значение в словаре)

Испытавший или испытывающий несчастье.

Слайд. Этимология слова.

Работа в парах: Несчастный мальчик. Докажем это.

История мальчика Пети ( глава 2)(Возраст, мать, как жил)

Первая встреча с Беккером (глава 3, СТР. 9)

Произведение «Гуттаперчевый мальчик» было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году. В нём рассказывается о тяжёлой жизни круглого сироты Пети, отданного на обучение цирковому акробату Беккеру. «Гуттаперчевый мальчик» — наиболее известная повесть Григоровича. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.

Немного о творческой жизни автора

Григорович Дмитрий Васильевич (1822-1900) родился в семье русского офицера и француженки. Первые свои рассказы писатель публиковал в литературных альманахах. Настоящая слава к нему пришла после написания в 1846-1847 годах больших повестей «Деревня» и «Антон Горемыка».

С 60-х годов XIX столетия в писательской биографии Григоровича наблюдалось долгое затишье. На протяжении 20 последующих лет он служил деятельным секретарём в «Обществе поощрения художеств». Только в 1883 году смог вернуться к своей литературной деятельности Григорович. «Гуттаперчевый мальчик» и ещё несколько произведений выходят в этот период из-под его пера. Повесть о несчастном маленьком акробате Пете особенно пришлась по душе общественности. Во многих семьях в дореволюционной России книга «Гуттаперчевый мальчик» считалась обязательной для прочтения подрастающим поколением.

Сопереживание, умение понять нужду и горе другого человека — вот чему учит читателя повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание произведения даёт вполне достаточное представление о нелёгкой жизни бедного восьмилетнего ребёнка, оставшегося в раннем детстве без отца и матери. В противовес Пете Григорович выводит образы детей из богатой семьи (Веры, Зины и Павла). На фоне их роскошной жизни жалкое существование Пети выглядит ещё более несчастным.

Знакомство с Эдвардсом, Петей и Беккером

Из 7 небольших глав состоит повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание знакомит читателей с главными героями и событиями. Сперва действие повести происходит в цирке. Начать пересказ сюжета следует с описания Эдвардса – немолодого клоуна с раскрашенным лицом, являющегося главным украшением представлений. Он выделяется на фоне остальных цирковых артистов своим грустным видом. Эдвардс периодически уходит в запой. Режиссёр цирка сильно обеспокоен тягой клоуна к алкоголю и просит его не запить хотя бы до окончания Масленицы, ведь потом наступит пост и цирк перестанет давать представления. Эдвардс не отвечает ему ничего вразумительного и уходит переодеваться.

По пути в гримёрку Эдвардс заглядывает в комнатку акробата Беккера – грубого и жестокого великана, от которого никто не слышал ласкового слова. Клоуна интересует воспитанник циркача – худенький мальчик Петя. Он с жалостью относится к маленькому артисту, с трудом справляющемуся с тяжёлыми физическими нагрузками, которые даёт ему наставник. Эдвардс просит Беккера отпустить с ним мальчика прогуляться, пытаясь объяснить ему, что после небольшого отдыха Петя наберётся сил и ему будет проще работать, однако акробат даже и слышать об этом не желает. Наставник замахивается на испуганного и едва не плачущего ребёнка хлыстом и уводит его на тренировку.

Грустная история о мальчике-сироте

Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие акробатические трюки, которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.

Отпрыски графов Листомировых

В повести «Гуттаперчевый мальчик» главные герои – это не только Петя и другие циркачи, но и дети графа Листомирова. Восьмилетняя Верочка, её младшая сестра Зина и брат Павел (Паф) росли в роскоши, и со всех сторон были окружены лаской. В последние дни Масленицы в награду за хорошее послушание детей повезли на цирковое представление. Верочка узнала из афиши, что в одном из номеров будет выступать гуттаперчевый мальчик и ей не терпелось увидеть его.

Последнее выступление Пети

И вот, на арене появились Беккер и гуттаперчевый мальчик. Краткое содержание того, что произошло дальше, заставляет плакать даже взрослых. Взобравшись по шесту высоко вверх, Петя делает несколько опасных акробатических трюков, от которых публика цирка приходит в восторг. Мальчику остаётся выполнить в воздухе последний сложный манёвр, и тут он неожиданно для всех падает на землю.

Циркачи быстро забирают невесомое тельце Пети и уносят его за кулисы. Чтобы отвлечь внимание зрителей от случившегося, на арену выбежали клоуны. Они стараются развеселить публику, но расстроенные зрители покидают цирк. Сквозь шум, издаваемый толпой, слышится плач и отчаянный крик Верочки: «Ай, мальчик! Мальчик!» Девочка долго не может успокоиться даже после того, как её вместе с братом и сестрой привезли домой.

А что же Петя? Его переломанные рёбра и разбитую грудь обмотали тряпками и после этого оставили на тюфяке в безлюдном цирке. И только Эдвардсу небезразличен бедный ребёнок. Он единственный, кто остался возле умирающего мальчика. У потрясённого клоуна снова начался запой: недалеко от него стоит пустой графин от спиртного.

На следующий день в афише уже не значился номер с маленьким акробатом. И это не удивительно, ведь Пети к тому времени не стало в живых. На этом заканчивается повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание её не столь красочно, как полная версия произведения Григоровича. Всем, кого заинтересовала эта печальная история, рекомендуется прочесть её полностью.

«Гуттаперчевый мальчик»: отзывы читателей

Повесть о маленьком акробате Пете знакома многим детям среднего школьного возраста. Очень интересно узнать о том, что думают читатели о произведении «Гуттаперчевый мальчик». Отзывы о повести у детей и взрослых очень печальные: все искренне жалеют Петю, переживают из-за того, что судьба оказалась к нему столь неблагосклонной. Изредка можно услышать мысли о том, что эту книгу не стоит читать в детском возрасте, так как она нагоняет на ребёнка тоску и депрессию. У каждого читателя складывается своё мнение о произведении, однако нельзя не согласиться с тем, что знакомство с подобными книгами позволяет воспитать в человеке такое важное качество, как сострадание к ближнему.


Статьи по теме