Главная Мысль Рассказа Ю Яковлева Полосатая Палка

Главная Мысль Рассказа Ю Яковлева Полосатая Палка.rar
Закачек 2727
Средняя скорость 3443 Kb/s

Главная Мысль Рассказа Ю Яковлева Полосатая Палка

Главная мысль рассказа Юрия Яковлева «Полосатая палка»: совесть просыпается даже в самом неисправимом хулигане, когда приходит осознание своего поступка и его последствий. Свои ошибки надо уметь исправлять. Когда Мишку ругали другие люди, он не понимал своих ошибок и только собственная совесть и сострадание к слепому беспомощному человеку помогли ему найти правильное решение — вернуть палку.

Продолжение рассказа Юрия Яковлева «Полосатая палка» (разные варианты концовки) можно прочитать здесь.

Какая главная мысль в рассказе «Полосатая палка» Ю. Яковлева, можно понять из содержания произведения.

Главный герой рассказа — мальчишка Мишка из девятой квартиры. Все на него жалуются: учителя за плохие отметки, соседи за хулиганистые выходки. Но ничего и никого не боится Мишка. Он четко знает, что наступление — самая лучшая оборона от нападок. Мать только плачет и ничего не может поделать с хулиганистым подростком. Явно в семье не хватает крепкого мужского плеча.

Но однажды Мишка увидел на перекрестке человека, смотрящего в небо и державшего в руках палку.

Что это была за чудо-палка!

Мальчик не мог отвести взгляда от этой волшебной палки. Недолго думая, он выхватил из рук человека вожделенную палку и бросился наутек.

Новая игрушка очень нравилась ему. Мишка с удовольствием провел ею по штакетнику забора, подбросил ею банку из-под килек и даже огрел ею зазевавшегося малыша.

И тут старушка, гуляющая с внучкой, спросила, кто у них в семье слепой. Так Мишка узнал, что он, оказывается, забрал палку-помощницу у слепого человека.

Мир сразу померк для него. Палка стала обузой.

Сначала Мишка хотел её выбросить, но ноги сами привели его к тому перекрестку, где он встретил несколько часов назад слепого человека. А тут еще новость, что здесь на перекрестке насмерть задавило человека.

Мальчик очень переживает, что по его вине произошло несчастье со слепым беспомощным человеком. Но всегда остается надежда.

Вот так проснулась совесть у мальчишки. Он понял, что нельзя совершать необдуманных поступков, последствия которых могут быть самыми плачевными.

Не все еще потеряно, и еще есть надежда, что из этого мальчика-хулигана вырастет хороший человек. Вот это, на мой взгляд, главная мысль рассказа Ю. Яковлева «Полосатая палка».

Мишка, хулиган и безобразник, однажды ради забавы украл у слепого человека его посох, палку, с помощью которой тот мог ходить по улице. И все бы ничего, да только вдруг проходит слух, что где-то в том самом районе, где Мишка ограбил слепого, машина сбила незрячего человека. Сердце у Мишки упало. Груз ответственности и чувство горечи заполонили душу и избавиться от этого ощущения Мишка был не в силах.

Главная мысль рассказа, на мой взгляд, заключается в том, что в каждом из нас живет совесть. Пока мы не наступаем на нее, не раним ее, мы живем спокойно. Но, как только наши действия начинают идти в разрез с совестью, человек теряет покой и его жизнь становится очень тяжелой.

Главным героем рассказа «Полосатая палка» является мальчик Мишка, которому за его поведение грозят и колонией и исключением из школы, иначе говоря просто хулиган. Однако в его жизни происходит странный случай, который совершенно меняет Мишкину жизнь. Он из хулиганских побуждений крадет палку, а потом случайно узнает, что эта палка принадлежит слепому. Мишка испытывает угрызения совести, совершенно новое и неожиданное для него чувство и хочет вернуть палку. Он слышит, что на этом перекрестке кого-то сбило машиной и предполагает, что это того самого слепого. Но у Мишки все еще есть надежда найти слепого и он его ищет.

Главной мыслью этого рассказа оказывается то, что в душе даже самого запущенного хулигана есть что-то хорошее. Что любой человек от природы добрый и злым его могут сделать только обстоятельства. Но всегда может произойти то, что вернет этого человека на путь добра.

Также из этого рассказа можно сделать вывод, что лучшим судьей человека оказывается его совесть и только ей под силу исправить любого.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок-рассуждение с сопровождением презентации.

Цели:

  • организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, толкование понятий “совесть”, “доброта”, “милосердие”;
  • создать условия для формирования выразительного чтения, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: учебник, презентация “Ю.Яковлев “Полосатая палка”, карточки для парной работы и рефлексии.

1. Мобилизующее начало урока.

Звонок голосистою птицей
Опять нас зовёт на урок.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.

2. Мотивация учебной деятельности (2 слайд)

Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Юрию Яковлеву.

— О чём его книги? Давайте обратимся к словам самого писателя: “Мои книги – моя душа. Всё, что я пережил, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их вам. Может быть, они помогут вам в жизни”.

— Главными героями рассказов являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.

— Сегодня мы с вами обратимся к рассказу с простым названием “Полосатая палка”.

— О чём подумали, когда прочитали заголовок?

3. Постановка цели урока

— Сегодня на уроке:

— мы с вами попытаемся увидеть, как же удаётся писателю в ребёнке разглядеть завтрашнего взрослого человека,

— попытаемся понять мысли человека, услышать их нравственное звучание,

— постараемся понять, что в человеке главное – личность, а не внешний вид. Он, к сожалению, часто бывает обманчив.

— Сколько частей мы выделили в рассказе? (6)

4. Основной этап:

— Как зовут главного героя произведения? (Мишка)

— Портрет героя покажем через два образа Мишки: до появления палки и палка в руках Мишки. (4 слайд)

— Вспомните своё первое впечатление от знакомства с ним. (5 слайд)

(наглый, грубый, забияка, задира, хулиган)

— Прочитайте строчки, характеризующие его.

(всё сходило с рук,
бил стёкла, вывинчивал лампочки, срывал уроки, дрался, обижал ребят,
привык к сценам мамы,
давал обещание исправиться (лишь бы отвязались),
угрозы не пугали его,
нащупывал слабые места взрослых,
пользовался этим с большой выгодой для себя,
лучшая оборона – нападение (девиз жизни)

— Это авторская характеристика?

(Нет. Таким он был в жизни).

— Таким же видим его и мы.

— Родной человек – мама, но и её он не слушал. (6 слайд)

— Прочитайте строчки о маме.

(молча выслушивала жалобы,
виновата опускала глаза,
пожимала плечами,
дрогнувшим голосом говорила,
начинала тихо плакать)

— К сожалению, мама не знала, что с Мишкой делать, только сильно переживала за сына.

— В рассказе описан эпизод встречи с дворником. (7 слайд)

— Прочитаем отрывок по ролям.

— Таким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка. (8 слайд)

— Таким он был всегда.

— Прочитайте, как автор описывает его внешний вид.

(расхаживал по двору,
засунуты руки в карманы,
руки сжаты в кулаки,
брюки топорщились, как будто в карманах яблоки или камни)

— И вот однажды Мишка появился во дворе с палкой. (9 слайд)

— Как выглядел этот предмет? Прочитайте.

— Палка в руках Мишки. Какое применение он нашёл ей? Прочитайте.

— В рассказе появляется следующий главный герой – старушка. (10 слайд)

— Давайте проследим, какое влияние оказала на мальчика встреча с ней.

— Прочитайте диалог по ролям.

— Как ведёт себя Мишка? (11 слайд)

(Как обычно, грубо, но его одолевает любопытство).

— Как слова старушки подействовали на Мишку? Прочитайте.

(не оставляли в покое,
как крючья вцепились в его мысли и тащили на перекрёсток)

— Итак, старушка – главный герой рассказа, т.к. после встречи с ней в сознании Мишки произошёл переломный момент.

— Интересно авторское построение сюжета: сначала рассказывает о палке, о её применении Мишкой и только потом, как она попала в руки героя (через его мысли и чувства).

— Прочитайте эпизод, как палка попала в руки Мишки. (12 слайд)

— Что побудило мальчика совершить этот поступок?

(Желание Мишки овладеть этой палкой.)

— Прочитайте строчки, которые говорят нам о неспособности управлять своим поведением.

(манила, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами,
нетерпеливо повёл плечами,
рука сама по себе стала тянуться,
рука коснулась палки,
рука вцепилась в палку)

— И вот Мишка получил желаемое. (13 слайд)

— Мишка – обладатель полосатой палки! Конечно, он испытывал радость. Прочитайте строчки счастья и радости.

(мчался по улице,
прижимал к себе полосатую палку)

— Мишка испытал спокойствие и уверенность. Прочитайте эти строчки.

— Но самого главного не понял Мишка! Ведь человек был слепым!

— В рассказе появляется следующий главный герой – слепой человек. (14 слайд)

— В этой истории он не произносит ни одного слова, но постоянно присутствует в мыслях Мишки.

— Второй портрет Мишки: палка в руках главного героя.

— Чем была палка в руках Мишки до встречи со старушкой?

(предметом игры, забавы)

— Чем стала палка после встречи со старушкой? Прочитайте нужные строки.

(стала обузой,
перечеркнула всё хорошее настроение,
решил немедленно избавиться от палки,
не хотел вспоминать о случае на перекрёстке,
появились мысли об избавлении палки)

— Мысли и представления – это сильные чувства, которые одолевали Мишку и не давали ему спокойно жить.

— Мысли о человеке на перекрёстке перечеркнули в сознании Мишки все желания избавиться от палки. Прочитайте.

— Какими были его действия? (Решил вернуться на перекрёсток).

— Возвращение на перекрёсток – кульминационный момент истории – важный для главного героя.

— Мысли и чувства Мишки:

(противно на душе,
всыпал бы другому, себе не может,
порывался повернуть обратно,
уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал, рассорился сам с собой)

— Сильное чувство, которое не давало покоя – это мысли о слепом человеке.

— Мишка не расставался с палкой. Он не встретил человека на перекрёстке. Чем стала теперь палка в руках героя? Прочитайте строчки.

(не размахивал, волочил за собой)

— Что думал о встречных людях на перекрёстке? Прочитайте.

— Значит себя он считал несчастным.

— Что больше всего напугало Мишку после услышанного на перекрёстке?

— Какое он принял решение? Почему? (15 слайд)

(Палка – глаза слепого, его проводник, его неизменный друг).

— Итак, Мишка начал поиски героя. (16 слайд)

— Он хорошо запомнил образ незрячего человека, ведь Мишка долго за ним наблюдал на перекрёстке, прежде чем подойти.

— Мишка всматривался в лица прохожих. Но поиски были безуспешными.

— И вот наш герой встречается с другим незрячим человеком. Что он почувствовал?

(покраснел,
спрятал палку за спину,
прижимаясь к стене, проскользнул мимо,
решил его охранять, проводил до дому)

— Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. (17 слайд)

— Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.

— Каково теперь отношение Мишки к предмету в руках?

(остался один с тяжёлой палкой,
желание перебросить через крыши домов в другой город, в другую страну,
но не может, палка словно приросла к руке)

— Мысли героя о себе.

(палки выдают преступникам,
безжалостный буравчик сверлил сознание, заставлял думать о человеке,
нет радости в жизни,
какая радость, если из-за тебя погиб человек?)

— Как вы думаете, пошел бы Мишка к перекрестку, если бы его заставили вернуть палку?

(Нет, т.к. Мишка делал все назло, нарушал правила поведения)

5. Творческий этап (с предварительной подготовкой в паре)

— Прочитайте часть “Возвращение на перекрёсток” от лица Мишки. (18 слайд)

6. Актуализация знаний:

1) Главная мысль произведения.

— Почему Мишка решил идти с ней на перекресток? (19 слайд)

(Его стала мучить совесть)

— Автор говорит читателям о безжалостном буравчике. О чём идёт речь?

(о совести человека)

— Автор заканчивает историю словами: “Ещё есть надежда, и надо спешить”. Куда спешить? Кому надо спешить? Зачем надо спешить?

(Мишка должен спешить найти слепого, отдать ему палку и попросить прощения.)

— Сделать это непросто. Но герой идёт к этой цели. А значит надо спешить стать хорошим человеком, внимательным к другим людям, пока ты слышишь голос своей совести.

— Каким стал Мишка в конце рассказа? (понял свою ошибку, пытается её исправить)

— Какова главная мысль произведения? (20 слайд)

2) Выбор пословицы к идее произведения.

— Выберите из данных пословиц ту, которая раскрывает идею произведения.

  • Совесть без зубов, а загрызёт.
  • Стыд не дым, а глаза ест.

(Надо вовремя задумываться о своих поступках.
Хорошо, если просыпается совесть.
Никогда не поздно отказаться от плохих дел).

— Как вы понимаете выражение “угрызения совести”, “мучает совесть”?

— Что же такое “совесть”? (21 слайд)

Из словаря Ожегова:

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

3) “Продолжи высказывания” (работа в паре).

— Давай подумаем и поработаем в паре. (22 слайд)

Никогда не поздно .

— Человек должен учиться жить со своей совестью в согласии, чтобы быть счастливым и дарить радость другим. (23 слайд)

— В нашей стране много людей с ограниченными возможностями. (24 слайд)

— Чтобы они не чувствовали себя ущемленными, существуют общества, которым помогает государство и просто окружающие.

— Созданы специальные книги для слепых. Печатаются они на специальной бумаге шести точечным рельефным шрифтом. Для каждой буквы — своя комбинация. Люди могут читать самостоятельно при помощи кончиков пальцев.

— У слепых тактильная память особенно развита. Существуют целые библиотеки для слепых людей. В городах работают необычные предприятия, на которых трудятся слепые и слабовидящие люди. Слепые рабочие производят провода для двигателей, снеговые лопаты, щётки, мышеловки. Движения рук слепых отточены до мелочей. В работе такие люди нуждаются больше из-за потребности в общении.

— К сожалению, здоровые люди не всегда с пониманием относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья, могут пройти мимо и не предложить помощь, если она требуется.

— Так что же такое доброта, милосердие, о которых мы сегодня говорим? (25 слайд)

Из словаря Ожегова:

Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим.

Милосердие — готовность помочь или простить из сострадания.

8. Рефлексия. (26 слайд)

— Вернёмся к словам Ю.Яковлева: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего человека”.

Я хочу вас попросить написать ответ на вопрос: (Приложение 2)

“ А какого завтрашнего человека я вижу в себе?”

— Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни не было места поступкам, после которых у вас было тяжело на душе.

Что счастье?
Счастье нам прямое
Жить с нашей
Совестью в покое.

— Автор размышляет о своём герое:

Ещё есть надежда.

9. Домашнее задание (творческое). (27 слайд)

— Придумать продолжение истории о Мишке. Записать свой рассказ.

Определи главную мысль рассказа Ю.Яковлева «Полосатая палка»

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Iracherkashina 07.04.2013

Ответы и объяснения

Мальчик понял что он таким эгоистичным и плохим был и тогда он понял что палку нельзя было отобирать и надо было спросить можно или нет.


Статьи по теме