Дипломная Работа по Сурдопедагогике

Дипломная Работа по Сурдопедагогике.rar
Закачек 2714
Средняя скорость 6675 Kb/s

Дипломная Работа по Сурдопедагогике

Реализация принципа активизации речевого и делового общения в коммуникационно-деятельностной системе обучения.

Принцип интенсивного развития слухового восприятия в обучении предполагает развитие в максимально возможных пределах остаточной слуховой функции глухих детей с целью более точного и полного восприятия речи окружающих людей на слухо-зрительной основе с помощью индивидуального слухового аппарата.

С учетом данного принципа разработан учебный план общеобразовательной школы для глухих детей, в котором отводится определенное время на индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Принцип интенсивного развития слухового восприятия направлен на создание таких дидактических условий слуховой тренировки и расширение сенсорной базы, при которых глухой не только обучается интерпретации поступающей акустической информации при одновременном использовании слуховых, зрительных, кинестетических и тактильно-вибрационных ощущений, но и вырабатывает положительную мотивацию, потребность в использовании развивающегося речевого слуха.

Действие этого принципа проявляется в увеличении объема речевого материала и усложнении содержания воспринимаемого речевого материала. Вначале достигается различение знакомого по звучанию материала в ситуации ограниченного выбора с использованием предметов, картинок, табличек, затем опознавание вне ситуации наглядного выбора. Наконец на стадии распознавания воспринимали незнакомый по звучанию речевой материал, наглядно не подкрепляемый. Как результат последней реализации этого принципа возникает положительная тенденция улучшения слухового восприятия глухих учащихся, которые проявляются в накоплении слухового словаря, стабильности его опознавания и распознавания в разных условиях.

Потребность в словесном общении развивается по мере формирования определенного словесно-речевого фонда и создания благоприятных условий для широкой речевой практики. Принцип интенсификации речевого общения предполагает развития характерных для процесса общения речевых форм и преобладает в обучении видов работ, непосредственно направленных на коммуникацию.

Реализация принципа интенсификации речевого общения выражается в формировании у глухих учащихся комплекса речевых умений. К ним относятся развиваемые на всех уроках по всем учебным предметам умения отвечать на вопросы, формулировать вопросы, сообщать о своем желании, отношении, состоянии, деятельности, о выполнении поручения, обратиться с просьбой к товарищу, учителю. Практически речь идет об овладении словесными средствами побуждения к действию. Ответной реакцией является выполнение задания.

Принципу интенсификации речевого общения подчиняется и работа по развитию речи во внеклассное время, осуществляемая в разнообразных коммуникативных условиях в педагогически организованной среде. Широкая речевая практика за пределами урока воспитывает потребность в словесной речи, обогащает и совершенствует навык словесного общения глухих учащихся с окружающими людьми.

Принцип интенсификации речевого общения отражается в программных требованиях к обучению разным предметам. Этому принципу подчинен подбор речевого материала в программах. Этот принцип обязывает учителя широко использовать на уроках стилизм овладения речью: различные виды деятельности, дидактические игры, ситуации, разнообразные упражнения. Этот принцип обязывает учителя в общении с учащимися говорить только то, что в состоянии в данный момент понять дети, использовать известный им речевой материал, побуждать их к речевым высказываниям по разным поводам. Принцип интенсификации речевого общения требует от учащихся удовлетворять возникающую потребность в общении словесными средствами, расширять диапазон речевых высказываний, не только воспринимать определенную речевую формулу, но и представлять ситуацию, которую она отражает. Одним из путей эффективной реализации принципа интенсификации речевого общения является создание единого речевого режима в школе, единство требований к речи учащихся со стороны педагогического коллектива, обеспечение условий содержательного общения учащихся.

Результатом успешной реализации принципа интенсификации речевого общения является формирование у глухих учащихся положительной установки на речевое общение с окружающими. Учащиеся сами активно пользуются словарными средствами, особенно в обращении к учителю. При этом многие испытывают радость от речевого общения, от возможности спросить и понять ответ, выраженный словесными средствами. Словесные средства постепенно приобретают все большую роль не только в учебной, но и в других видах деятельности.

Практика специальной школы для глухих детей подтверждает, что принципы дидактики взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом, если они одновременно реализуются в учебной работе как целостная система при сохранении относительной самостоятельности и статуса каждого из них.

Без системного подхода к пониманию дидактических принципов нельзя высококачественно и эффективно осуществить комплекс требований развивающего обучения, решить образовательные и воспитательные задачи обучения.

1.Сравнительная характеристика принципов обучения в различных дидактических системах (традиционной и развивающей).

В основе его организации лежит классно-урочный принцип. На данном принципе построена традиционная школа. Основателями классно-урочной системы по праву считаются Я.А. Коменский и И.Ф Гербарт. Основной тезис — «обучение всех всему». Главная идея — знания развивают личность учащегося, обучение не может не развивать. Традиционную школу в её классическом варианте отличают четкие и жесткие рамки, явно очерченные границы в организации образовательного процесса, строгие законы взаимодействия учителей и учащихся. Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания (учитель сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика), ориентация на «среднего» ученика. Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами, ученик является объектом обучения, отношения с учителем часто строятся по авторитарному типу.

1.2 Развивающее обучение.

Идеи Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова и Л.В. Занкова. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе.

Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:

1. Принципы обучения на высоком уровне трудности (т.е. преподаваемый материал должен быть трудным. Соблюдение меры трудности и преодоление препятствий).

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

3. Принцип осознания школьниками собственного учения. Обучение направлено на развитие рефлексии (самооценка).

4. Принцип работы над развитием всех учащихся. Обучение должно развивать всех, ибо развитие есть следствие обучения.

Отличительные черты теории Занкова.

Направленность на высокое развитие школьника.

Высокий уровень трудности, на котором ведется обучение.

Быстрый темп прохождения учебного материала.

Резкое повышение удельного веса теоретических знаний.

Значение устной речи для людей с нарушением слуха. Особенности устной речи и возможности ее овладения неслышащими детьми. Система работы по формированию правильного темпа речи и скорости произношения учеником речевых отрезков в единицу времени.

Подобные документы

Анализ исторически сложившихся подходов к формированию устной речи детей с нарушениями слуховой функции. Система работы по формированию устной речи у детей. Опыт сурдопедагогов А.В. Иванова, Е.В. Петровой по формированию речи детей с нарушением слуха.

Понятие и характеристика видов речи. Определение особенностей развития речи детей с нарушением слуха. Описание речевой среды как важного условия активизации речи учащихся. Организация внеурочной работы, направленной на развитие речи неслышащих учащихся.

Речевое общение и условия его формирования в школе для слабослышащих учащихся. Задачи, содержание и основные направления работы по формированию устной речи, развитие навыков диалогической и монологической речи на уроках для детей с недостаточным слухом.

Роль и значение устной речи для слышащего ребенка и ее роль в речевом развитии ребенка с дефектом слуха. Обзор методик коррекционного обучения словесной речи неслышащих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста. Жестовый язык в работе с детьми.

Формирование устной речи слышащих детей и детей с нарушенным слухом. Выразительность устной речи, ее составляющие. Словесное, логическое ударение. Значение интонации, работа над ней. Практическое изучение выразительности речи у детей с нарушенным слухом.

Психолого-педагогические основы обучения звуковой культуре речи дошкольников. Методы и приёмы работы по формированию фонематического слуха, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, темпа речи, орфоэпической правильности, выразительности речи.

Виды общения. Виды речевой деятельности и их особенности. Взаимодействие устной и письменной речи. Функционально-стилистические разновидности речи. Развитие устной и письменной речи у детей. Психологические различия в природе письменной и устной речи.

Содержание организации работы по развитию и восприятию устной речи у глухих школьников. Особенности развития восприятия и воспроизведения устной речи учащихся средних и старших классов на общеобразовательных уроках, фронтальных и индивидуальных занятиях.

Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис. Значение овладения устной речью. Основные направления, задачи и содержание работы по развитию речи у слабослышащих детей. Исследование диагностических методик развития речи слабослышащих детей 3-4 лет.

Характеристика связной диалогической речи и ее особенности, особенности диалогической речи детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении слуха. Опыт инклюзивного обучения и коррекционной работы по формированию диалогической речи детей.

www.prostoucheba.ru

Мы можем помочь Вам с написанием Вашей работы, взяв ее выполнение частично или полностью на себя. Оформить заявку на выполнение работы можно заполнив форму заказа. Или свяжитесь со мной для получения консультации.

«У нас Вы можете заказать курсовую, дипломную работу, реферат, практическую или другой вид работы по любым направлениям дисциплины «Сурдопедагогика» (дефектология, логопедия):
  1. Биологические и социальные факторы развития личности глухого и слабослышащего ребенка.
  2. Верботональная система развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха.
  3. Возможности и недостатки социализации в интегрированных и сегрегированных системах обучения глухих.
  4. Вспомогательные классы в школах 1 и 2 вида.
  5. Группы детей с комплексными дефектами, обучающиеся в школах 1 и 2 вида. Особенности их развития.
  6. Депривационные условия развития ребенка с комплексными нарушениями: сенсорная, материнская, культурная.
  7. Дошкольное образование детей с нарушениями слуха.
  8. Использование компьютерных технологий для развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
  9. Классы для детей с ЗПР в школах 1 и 2 вида.
  10. Контроль и оценка результатов обучения в школах 1 и 2 вида.
  11. Концепция обучения в отечественной школе. Коммуникативно-деятельностная система обучения языку.
  12. Коррекция межличностных у детей с нарушениями слуха.
  13. Коррекция эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
  14. Краткий обзор развития отечественной системы специального образования неслышащих.
  15. Курс социально-бытовой ориентировки: функции, содержание, формы работы.
  16. Личностно ориентированный подход в современной сурдопедагогике.
  17. Медико-биологическая и социокультурная концепции глухоты: сравнительная характеристика.
  18. Медицинская классификация нарушений слуха по критерию “потеря слуха в дБ”.
  19. Методика слуховых упражнений, сущность «акустического метода».
  20. Методики первоначального периода обучения глухих в России в конце XIX — начале XX века.
  21. Методологические, психофизиологические, психолингвистические и методические основы коммуникативной системы С. А. Зыкова.
  22. Методы обучения, применяемые в школе для глухих.
  23. Мимический метод Ш.М. Де Л’Эпе и методика его применения.
  24. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации неслышащей молодежи.
  25. Нравственно – эстетическое воспитание учащихся с нарушениями слуха.
  26. Общие и специфические закономерности развития детей с нарушениями слуха.
  27. Общие, специальные и специфические принципы и методы обучения глухих детей.
  28. Объективные методы диагностики нарушений слуха (безусловно-рефлекторные).
  29. Особенности дошкольной подготовки детей раннего возраста с нарушением слуха.
  30. Особенности межличностных отношений глухих учащихся: диагностика и коррекция.
  31. Особенности обучения лиц с комплексными нарушениями.
  32. Особенности обучения лиц с комплексными нарушениями.
  33. Особенности развития речи дошкольников с нарушением слуха.
  34. Особенности речевого развития детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.
  35. Особенности учебного процесса в школе для глухих.
  36. Педагогическая классификация по критериям “уровень самостоятельно сформированной словесной речи” и “время потери слуха”: глухие, слабослышащие, позднооглохшие.
  37. Педагогическая характеристика коммуникативно-деятельнос-тной системы обучения языку в школе для глухих.
  38. Педагогическое руководство игровой деятельностью глухих учащихся.
  39. Подход к глухоте как тяжелому социальному дефекту (по Л. С. Выготскому).
  40. Познавательная, регулирующая и коммуникативная роль слухового восприятия.
  41. Предмет “Социально – бытовая ориентировка”.
  42. Принципы и методы воспитания детей с нарушениями слуха.
  43. Принципы обучения глухих детей: общепедагогические; специальные; специфические.
  44. Проблема интеграции детей с нарушением слуха в дошкольные образовательные учреждения общего типа.
  45. Проблемы дифференцированного обучения слабослышащих и позднооглохших детей.
  46. Профессиональная реабилитация глухих и слабослышащих.
  47. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом.
  48. Профориентация учащихся с нарушениями слуха.
  49. Процесс обучения в школе для слабослышащих. Содержание обучения в I и II отделении.
  50. Пути организации интенсивной речевой среды в школе – интернате 1, 2 вида.
  51. Работа по формированию предметно-игровой деятельности младших глухих дошкольников
  52. Работа с родителями в процессе развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации
  53. Работа с родителями как субъектами сенсорного и речевого воспитания глухого ребенка.
  54. Развитие внимания у детей с нарушениями слуха в различных видах деятельности.
  55. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием моделирования.
  56. Развитие мышления у детей с нарушениями слуха в различных видах деятельности.
  57. Развитие памяти у детей с нарушениями слуха в различных видах деятельности.
  58. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
  59. Реабилитация детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.
  60. Роль родителей в профессиональном самоопределении глухих и слабослышащих учащихся.
  61. Семья как источник развития личности детей с нарушением слуха.
  62. Система обучения слабослышащих учащихся языку. Учебный предмет “Родной язык”.
  63. Система развития нарушенной слуховой функции, восприятия и воспризведения устной речи у глухих.
  64. Система школьного образования лиц с недостатками слуха. Типы учреждений. Их характеристика.
  65. Слухоречевой режим в школе для глухих: пути и средства организации.
  66. Современные подходы к интегрированному обучению глухих и слабослышащих в массовой школе.
  67. Современные пути и формы социализации неслышащих учащихся.
  68. Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха.
  69. Современные теории и системы образования лиц с недостатками слуха. Раннее семейное воспитание глухого ребенка.
  70. Современные теории и системы образования лиц с недостатками слуха. Билингвистическая система. Верботональная система.
  71. Современные теории и системы образования лиц с недостатками слуха: Тотальная коммуникация. Интегративная система.
  72. Современные цели и задачи воспитания учащихся со слуховым дефектом.
  73. Содержание взаимодействия школы, семьи, общественных организаций в процессе образования детей с нарушениями слуха.
  74. Содержание воспитания в школах 1 и 2 видов.
  75. Содержание общего среднего образования глухих учащихся.
  76. Содержание, формы и особенности деятельности социального педагога в школах 1, 2 вида.
  77. Сопоставительная характеристика симптоматики и генезиса сесорной сферы глухих и умственно отсталых учащихся.
  78. Сопоставительный анализ социокультурной и медико-биологической концепции глухоты.
  79. Сопоставительный педагогический анализ мимического метода и системы билингвизма.
  80. Сопоставительный педагогический анализ традиционного чистого устного метода и метода раннего семейного воспитания Э. И. Леонгард.
  81. Социальная ориентация и адаптация неслышащих как педагогически организованные направления их социализации.
  82. Специфика работы во вспомогательных классах школы глухих, классах ЗПР в школах глухих.
  83. Субъективные методы диагностики нарушений слуха.
  84. Сурдопедагогика как наука.
  85. Трудовое обучение и воспитание детей с нарушениями слуха.
  86. Урок — основная форма обучения: типы и структура; требования к уроку.
  87. Уроки предметно – практической деятельности: цель и задачи, содержание, формы работы.
  88. Условия развития личности глухого ребенка (коммуникативно-речевая, сенсорная, социальная депривация).
  89. Устный метод С. Гейнике и методика его применения.
  90. Учебники для школы глухих.
  91. Учебные программы в школе для глухих.
  92. Учебный план школы для глухих и содержание его основныхкомпонентов.
  93. Физическое воспитание учащихся с нарушениями слуха.
  94. Формирование навыка чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
  95. Формы организации обучения в школах 1 и 2 вида.
  96. Этапы и основные организационные формы трудового обучения.

С уважением,
руководитель проекта «Учись просто!»
Вилкова Елена


Статьи по теме