Анализ Рассказа Паустовского Мещерская Сторона

Анализ Рассказа Паустовского Мещерская Сторона.rar
Закачек 2718
Средняя скорость 5216 Kb/s

Анализ Рассказа Паустовского Мещерская Сторона

В русской литературе есть много книг, посвященных родной природе, дорогим сердцу местам. Ниже будет рассмотрено одно из таких произведений, которое написал К. Г. Паустовский, – повесть «Мещерская сторона».

Обыкновенная земля

В начале книги рассказчик знакомит читателей с этой землей, дает краткую характеристику. При этом он отмечает, что край этот ничем не примечателен. Здесь чистый воздух, сосновые леса, луга, озера. Все это красиво, но и ничего особенного нет. Также о расположении местности упоминает Константин Паустовский: Мещерская сторона находится неподалеку от Москвы, между Владимиром и Рязанью.

Первое знакомство

Рассказчик попал в Мещеру из Владимира, когда ехал на поезде по узкоколейке. На одной из станций в вагон залез косматый дед, которого послали в музей с извещением. В письме написано, что на болоте обитают две очень большие птицы, полосатые, неизвестного вида. Их нужно изловить и доставить в музей. Также дед рассказал, что там был найден «торчок» — огромные рога древнего оленя.

Старинная карта

Автор достал карту этого края, очень старую. Съемки местности были сделаны до 1870 г. На схеме было много неточностей, русла рек успели смениться, озера — заболотиться, появились новые боры. Однако, несмотря на все трудности, рассказчик предпочитал пользоваться картой, а не подсказками местных жителей. Дело в том, что туземцы объясняли слишком подробно и путано, куда идти, но многие приметы оказывались неточными, а некоторые и вовсе не находились.

Несколько слов о приметах

Автор утверждает, что создавать и находить приметы – это очень увлекательное занятие. Затем он делится некоторыми наблюдениями. Некоторые приметы сохраняются долгое время, другие – нет. Однако настоящими считаются связанные со временем и погодой. Среди них есть простые, например высота дыма. Есть сложные, например, когда вдруг перестает клевать рыба, а реки будто мертвеют. Так происходит перед ненастьем. Всех красот не может отобразить краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») любуется природой России.

Возвращение к карте

Автор, пользуясь картой, кратко описывает, на каких землях расположен Мещерский край. В нижней части схемы изображена Ока. Река разделяет 2 совершенно непохожих пространства. К югу – обжитые плодородные рязанские земли, к северу – болотистая равнина. В западной части находится Боровая сторона: сосновое густолесье, в котором скрывается множество озер.

Так называют болота Мещерского края. Заросшие озера занимают площадь в сотни тысяч гектаров. Среди болот иногда встречаются лесистые «острова».

Стоит добавить следующий случай в краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») рассказывает об одной из прогулок.

Однажды автор с друзьями решил сходить на Поганое озеро. Оно располагалось среди болот и славилось крупной клюквой и огромными поганками. Идти через лес, в котором год назад прошел пожар, было трудно. Путешественники быстро устали. Они решили отдохнуть на одном из «островов». В компании был и писатель Гайдар. Он решил, что поищет дорогу к озеру, пока остальные отдыхают. Однако писатель долгое время не возвращался, и друзья встревожились: уже стемнело и начали выть волки. Один из компании отправился на поиски. Вскоре он вернулся вместе с Гайдаром. Последний сказал, что забирался на сосну и видел это озеро: вода там черная, редкие слабые сосны стоят вокруг, некоторые уже упали. Очень страшное озеро, как сказал Гайдар, и друзья решили не идти туда, а выбираться на твердую землю.

Рассказчик добрался на место через год. Берега у Поганого озера были плавучие и состояли из плотно переплетенных корней и мхов. Вода действительно была черная, а со дна поднимались пузыри. Долго стоять на месте нельзя было: ноги начинали проваливаться. Однако рыбалка была хороша, автор с друзьями наловили окуней, чем заслужили в деревне у баб славу «людей отпетых».

Много других занимательных происшествий содержит повесть, которую написал Паустовский. «Мещерская сторона» отзывы получала разные, но больше положительные.

Лесные реки и каналы

На карте Мещерского края отмечены леса с белыми пятнами в глубине, а также две реки: Солотча и Пра. У первой воды красного цвета, на берегу стоит одинокий постоялый двор, на берегах второй также почти никто не селится.

Также на карте отмечено множество каналов. Их проложили во времена Александра II. Тогда хотели осушить болота и заселить их, но земля оказалась бедной. Сейчас каналы заросли, и в них живут только птицы, рыбы и водяные крысы.

Как видно, в повести, которую написал Паустовский («Мещерская сторона»), главные герои – это леса, луга, озера. О них нам рассказывает автор.

Мещерские сосновые леса величественны, деревья высокие и прямые, воздух прозрачный, сквозь ветви хорошо видно небо. Есть в этом краю еще и ельники, дубравы, встречаются рощи.

Автор живет в лесах в палатке по несколько дней, мало спит, но чувствует себя бодро. Однажды он с друзьями рыбачил на Черном озере на резиновой лодке. На них напала огромная щука с острым и прочным плавником, который запросто мог повредить плавучее средство. Друзья повернули к берегу. Там стояла волчица с волчатами, как оказалось, ее нора была рядом с палаткой. Хищника удалось прогнать, но лагерь пришлось перенести.

У озер Мещерского края вода разного цвета, но чаще всего черная. Это из-за торфяного дна. Однако встречаются фиолетовые, желтые, синие и оловянные водоемы.

Между лесами и Окой находятся луга, похожие на море. В них прячется старое русло реки, уже заросшее травой. Зовется оно Прорвой. Автор каждую осень подолгу живет в тех местах.

Небольшое отступление от темы

Нельзя не вставить следующий эпизод в краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») рассказывает о таком случае.

Однажды в село Солотче приехал старик с серебряными зубами. Он ловил на спиннинг, однако местные рыболовы презирали английскую удочку. Гостю не везло: он обрывал блесны, таскал коряги, но не мог вытащить ни одной рыбы. А местные мальчишки успешно ловили на простую веревку. Однажды старику повезло: он вытащил огромную щуку, начал рассматривать ее, восхищаться. Но рыба воспользовалась этим промедлением: она ударила пожилого мужчину по щеке и нырнула в реку. После этого старик собрал все свои вещи и уехал в Москву.

В Мещерском краю много озер со странными названиями, часто «говорящими». Например, в Бобровском когда-то жили бобры, на дне Хотца лежат мореные дубы, на Селянском полно уток, Бык – очень крупное и т. д. Названия тоже появляются самым неожиданным образом, например, Лангобардским автор назвал озеро из-за бородатого сторожа.

Продолжим составлять краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») описывает и жизнь сельских людей.

В лугах живут болтливые старики, сторожа, корзинщики, паромщики. Автор часто встречался со Степаном по прозвищу Борода на жердях. Так его звали из-за чрезвычайной худобы. Однажды рассказчика застал дождь, и ему пришлось заночевать у деда Степана. Корзинщик начал вспоминать, что раньше все леса принадлежали монастырям. Потом говорил про то, как тяжело жилось при царе, а сейчас гораздо лучше. Рассказал про Маньку Малавину – певицу. Раньше бы она не смогла в Москву уехать.

Родина талантов

В Солотче много талантливых людей, почти в каждой избе висят красивые картины, нарисованные дедом или отцом. Здесь родились и выросли известные художники. В доме по соседству живет дочь гравера Пожалостина. Неподалеку – тетя Есенина, у нее автор покупал молоко. В Солотче когда-то жили иконописцы.

Рассказчик снимает баню, переделанную под жилой дом. Однако в избе он ночует редко. Обычно спит в беседке в саду. По утрам он кипятит чай в бане, а потом отправляется на рыбалку.

Упомянем о последней части, заканчивая краткий пересказ. «Мещерская сторона» (Паустовский К. Г.) показывает, что автор любит эти места не за их богатства, а за тихую, спокойную красоту. Он знает, что в случае войны он будет защищать не только родину, но и эту землю тоже.

Краткий анализ

В своем произведении писатель рассказывает о Мещерском крае, показывает его красоту. Все силы природы оживают, и обычные являния перестают быть таковыми: дождь или гроза становятся угрожающими, птичье щебетанье сравнивается с оркестром и т. д. Язык повести, несмотря на кажущуюся простоту, очень поэтичен и изобилует различными художественными приемами.

В конце произведения автор говорит о бескорыстной любви к своему краю. Эта мысль прослеживается во всей повести. Писатель вскользь упоминает о природных богатствах, гораздо больше он описывает красоту природы, простой и добрый нрав местных жителей. И всегда утверждает, что это гораздо ценнее, чем много торфа или леса. Богатство не только в ресурсах, но и в людях, — показывает Паустовский. «Мещерская сторона», анализ которой рассматривается, написана по действительным наблюдениям автора.

Рязанская область, в которой и находится Мещерская сторона, не была родным краем Паустовского. Но тепло и необыкновенные чувства, которые он ощутил здесь, делают писателя настоящим сыном этой земли.

Анализ стихотворений и прозы Паустовского.

Знакомство с Паустовским — художественные слова.

Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, любви к родной природе и родной земле.

Предварительный просмотр:

МБУО «Яндыковская СОШ»

Урок литературы в 7 классе

Гармония человека и природы.

(по рассказам К. Паустовского и

повести «Мещерская сторона»)

Минав Нина Федоровна

Человек и природа в поэзии и прозе. Прекрасное в поэзии и прозе.

Произведения Паустовского «Мещерская сторона», «Бакенщик», «Колотый сахар», «Ленька с Малого озера» и др.

Анализ стихотворений и прозы Паустовского.

Знакомство с Паустовским — художественные слова.

Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, любви к родной природе и родной земле.

I Прекрасное в поэзии.

I Вступительное слово.

Жизнь природы достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано благожелательно, правдиво и вдумчиво, благородно и обстоятельно.

II Любимые поэты в чтениях и высказываниях учеников.

— Какие стихотворения русских поэтов ХХ века о природе вам больше всего понравились, затронули вашу душу, взволновали, возбудили какие-то чувства?

— Обоснуйте свой выбор.

Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении; хочет вызвать у вас?

III Обобщение учителя.

Сейчас вы прочитали замечательные стихи русских поэтов о прекрасном. Самое высокое, яркое слово: прекрасное. Как много оно значит и как хорошо, что оно есть. И как прекрасно, что есть люди, которые могут увидеть это прекрасное, и не просто увидеть, а запечатлеть и подарить нам, чтобы мы, читая их стихи, слушая их музыку, любуясь их картинами, тоже прикоснулись к этому прекрасному, учились его видеть, замечать, любить.

IV Теория литературы.

— А как случается, что самые обыкновенные картины, скромные, порой даже неброские, под пером художника слова оживают, преображаются, становятся прекрасными?

— Что использует автор для этого? Какие средства?

— Найдите примеры из стихотворений.

Прекрасное в прозе.

— Только ли в поэзии можно увидеть такие прекрасные картины?

-может ли проза соперничать с поэзией в красоте описаний?

— Давайте докажем, что повести и рассказы Паустовского являются достойными соперниками поэзии.

(ответ получить в конце урока)

— Нередко писателя называют художником слова, даже поэтом, хотя он пишет прозу. Немногие авторы удостаиваются этих определений. Достоин ли их Паустовский? Сегодня нам предстоит ответить на эти вопросы.

Чтение отрывка из рассказа «Коротко о себе»

Паустовский о своей повести

Рассказ о жизни и творчестве писателя.

(рассказывают подготовленные учащиеся)

Обобщающее слово учителя.

— Когда называешь имя Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с ее неброской красотой. Но Паустовкий — это и юг, с которым связаны «Кара-Бугаз» и «Черное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озерный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для него оказалось знакомство именно со средней полосой России.

Она завладела мной сразу и навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.

Именно средняя полоса — Мещёрская сторона стала последней земной привязанностью писателя.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей, у него много интересных очерков и рассказов о Чехове, Блоке, Лермонтове, Гоголе и других великих людях. Но все-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, и мы с волнением читаем о них, хотя в этих произведениях ент ни острого сюжета, ни каких-то захватывающих происшествий. В чем же дело? Может в великой любви к людям. А может быть, в умении остановиться, внимательно посмотреть на то, что тебя окружает, и в самом простом увидеть прекрасное.

— А как и при каких обстоятельствах Паустовский открыл для себя эту землю?

Сам Паустовский о своей повести говорил:

Это — записи размышлений, простой разговор с друзьями. Это — признание в любви к нашей природе и всей России.

Географическое расположение Мещоры.

— А где же находится Мещера?

Географическое расположение Мещерской низины. (подготовлены сообщения)

— А что Паустовский рассказал в своей повести о карте?

«Географическая карта», «Первое знакомство»

— А теперь давайте обратимся к самой повести. Какова композиция повести. В чем ее особенности?

Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение, они не соединены общим сюжетом. Вообще в повестях нет захватывающего сюжета, хитро завязанной фабулы, но все-таки эти отдельные очерки представляют собой единое целое, они объединены общим героем. Герой этот — автор-рассказчик. В повести можно выделить два плана: описательный и повествовательный (событийный), но есть еще и познавательный, то есть точное знание.

Анализ очерка «Обыкновенная земля».

Рыленкова «Все в тающей дымке»

-Как вы объясните название очерка?

— Не кажется ли оно вам полемичным, обманчивым?

Обыкновенной она кажется только тому, кто пробыл здесь всего несколько дней, а если вглядеться, всмотреться, вслушаться, если сжиться с этой землей?

— Что можно увидеть в Мещерском крае?

— Что можно услышать?

— Много это или мало?

— Какова идея этого очерка?

Как необыкновенна кажущаяся на первый взгляд самая обыкновенная земля.

— Как переплетаются между собой эти два произведения?

— Перед нами картины замечательного русского художника Левитана. Внимательно посмотрите на них и скажите, что общего между картинами природы Мещёрской стороны и картинами природы у Левитана?

— Что общего между художником слова Паустовским и художником Левитаном?

— Поэтическое изображение неяркой русской природы?

— Что побудило обоих художников к созданию своих произведений?

Любовь к Родине, родной природе.

Анализ очерка «Мшары»

— Когда при чтении повести вам было, может быть, страшно? ( Мшары. Поганое озеро)

— Случайно ли в повести появляется А. Гайдар?

Гайдар — друг писателя.

— Этот очерк условно можно разделить на две части.

I часть — описательная.

II часть — повествовательная.

— Что описывает в этом очерке писатель? (дорога в лесу, ночь, рассвет).

Когда и почему «Страшно»

Постарайтесь близко к тексту пересказать описание дороги, закаты, ночи, рассвета, не забывайте рассказать о том, что видит и слышит писатель.

— Можно ли сказать, что писатель всматривается и вслушивается?

— как называет писатель леса? (разбойничьи, глухие).

— Почему ему так нравится бывать в них, что его привлекает? (они глухие, непроходимые, в них темно, немного жутковато, но автор с наслаждением идет по незнакомым дорогам).

— А о чем мы узнаем из повествовательной части? (сюжетный элемент)

(Рассказ о случае, который произошел на рыбной ловле)

— Почему рыбаки так испугались щуки?

По своей структуре он похож на очерк «Леса». Автор дает художественное описание заливных лугов.

— С чем сравнивает писатель луга? Чем они похожи на море?

— Прочитайте или передайте своими словами описание реки Прорвы.

— Что видит писатель, наблюдая за Прорвой в течение дня?

Рассказ об Окском заповеднике.

Юмор в повести. Смешное.

— А когда при чтении «Мещерской стороны» вам было смешно, может быть, вы даже хохотали?

— Как написана глава «Небольшое отступление от темы»?

— Почему так не везло старику?

— Какие детали говорят о его полной неприспособленности к жизни среди природы?

Природа и человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга. И рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле.

— Кто они, эти люди?

Доброжелательные пастухи, паромщики, сторожа, лесники — самые обыкновенные, простые, но замечательные: добрые, портреты их написаны зоркой кистью, в каждом из них автор находит какую-то замечательную черту.

— О каких талантах рассказал Паустовский?

(Солотча — родина замечательного гравера Пожалостина,живописцев Архипова и Малявина, скульптора Голубкиной, здесь родился поэт С. Есенин.

Разговор Паустовского с теткой поэта.

— А как ко всему этому относятся люди? (берегут в памяти)

— А почему в этой же главе автор рассказал нам историю жизни Кузьмы Зотова?

— Какие точные знания дает нам Паустовский в своей повести? (приметы, знаменитые люди, торф, палатка и др.)

Итак, повесть Паустовского подарила нам много и радостных, и страшных, и таинственных открытий. А какими же мы увидели самого автора?

— Что узнали о его доме?

— Где и как он живет?

Автор хорошо знает и понимает поведение животных, птиц, умеет интересно об этом рассказать. Он опытный охотник, рыболов, романтик. Он настоящий художник слова.

Бескорыстие — чудо корысти.

Корысть — выгода, материальная польза.

— Что нового узнали из этой главы об авторе?

(он патриот своей Родины)

Решение задачи, поставленной в начале урока.

— Можно ли назвать Паустовского художником слова?

Проза Паустовского похожа на стихи. В ней светится Левитанская пейзажная лирика, русские мелодии Чайковского.

— какие чувства пробудила у вас поэзия Паустовского?

— О чем заставила задуматься?

Мы заканчиваем встречу с этим замечательным человеком и художником, но расстаемся не навсегда и даже не надолго. Читая его произведения, мы вновь и вновь будем открывать для себя новое. Пропущенные оттенки, а иногда вас поразят даже целые страницы. Предположим, вы читали «Мещёрскую сторону» и совершенно не обратили внимания на то, какие там идут дожди (что-то другое задержало ваше внимание), но взяв книжку снова,вы вдруг с удовольствием обнаружите, что мелодии небесной влаги звучащей, щемящей, ворчащей, поющей, вкрадчивой, сосредоточенной не менее важны, чем пение птиц или шум деревьев.

Так бывает и в самой жизни. Вдруг совершенно неожиданно, даже для себя, вы находите в ней то, что, конечно же, всегда было, на что вы смотрели сотни раз, но не видели, не замечали. Но это что-то в какой-то день вдруг четко и выпукло проявилось, как будто только что родилось на ваших глазах. И вы удивились, изумились!

Может, здесь и заключена одна из причин особой прочности такой на вид хрупкой, лирически нежной, похожей на на прекрасные стихи прозы Паустовского.

О взаимности, о взаимоотношениях человека и природы.

Толкование слов: гармония, взаимность.

Чтение стихотворений «Взаимность», «Берегите землю».

Беседа по другим рассказам Паустовского.

— Какие еще рассказы прочитали?

— О ком из них узнали? (о бакенщике семене, о Леньке, о дедушке Александре Федосьеве, сеятеле и собирателе. Раньше он хлеб сеял и хлеб собирал, а сейчас доброе сеет и чудесные слова собирает)

— Как появляется Пушкин?

1. Каким я увидел К. Паустовского.

2. Что больше всего понравилось мне в очерках Паустовского.

Последние записи

К.Паустовский — повесть «Мещерская сторона». При­рода для К. Паустовского — это не только прекрасные карти­ны полей, холмов, рек и озер, голубого неба в его произведени­ях. Это и выражение любви к родной земле, к русской приро­де. Чувство природы для Паустовского — неотъемлемый эле­мент чувства Родины, именно природа учит человека нравственной чистоте, душевной цельности, заинтересован­ному, бережному отношению к прошлому своей страны, к людям, к языку и быту.

Природа всегда находится в центре внимания этого писа­теля. Он много путешествовал и отразил свои впечатления в своих лучших произведениях. Особенно привлекала Паустов­ского природа средней полосы России с ее тихой, гармонич­ной, немного печальной жизнью. О такой природе рассказы­вает нам повесть «Мещерская сторона». «В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как кар­тины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».

Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение. Главы не соеди­нены общим сюжетом, но при этом объединены общим геро­ем-рассказчиком, странником, путешествующим по дебрям нетронутой, почти дикой природы. В «Мещерской стороне» писатель открывает новый взгляд на мир — это стремление к гармонии всего живого и сущего, стремление разрешить, пре­одолеть все противоречия между человеком и природой.

В повести писатель создает прекрасные картины скром­ной русской природы. Какими же средствами это достигает­ся? Писатель использует необыкновенно красочную цвето­вую палитру, необычные, образные сравнения, эпитеты: мы видим «лиловые колокольчики на полянах», озеро блестит, как «черное, косо поставленное зеркало», закат золотит деревья «старинной позолотой», «Голубым хрусталем загорается на заре Венера».

Но, кроме разнообразной цветовой гаммы, писатель обра­щает наше внимание на различные звуки, которыми насы­щены эти места. Здесь писатель нередко использует прием олицетворения. Мещёрский край у Паустовского шумит, звенит, поёт на разные голоса. «На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра», «Туман шур­шит в саду», «Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлета­ются в стороны», «Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом — боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки». Очень при­влекательна на Мещере и тишина, когда колокольчик заблу­дившейся коровы слышен путнику за километр.

Кроме того, Мещёрский край — край особых лесных за­пахов. От рук героев пахнет «дымом и брусникой», в бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами», в саду «пахнет дождём — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». Когда герой уплывает туманным утром на лодке, до него «уже не доносится запах дыма сельс­ких печей». Впереди у него — «пустынный сентябрьский день»: «Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей ли­ствы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низ­кого неба».

Постепенно более четко обрисовывается в повести образ героя-рассказчика. Мы видим, что это человек добродушный, любящий и понимающий природу, охотник, рыболов, живо интересующийся людьми, окружающим миром. Природа и человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга. И, рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле. Это пасту­хи, паромщики, сторожа, лесники — самые обыкновенные, простые люди, но все замечательные и добрые, в каждом из них автор находит какую-то интересную, яркую, запомина­ющуюся черту. Так, примечателен в повести образ старого деда-корзинщика Степана, по прозвищу «Борода на жердях». Он приютил в своем шалаше заблудившуюся девочку, рас­сказывает герою истории о прошлом Мещерского края.

Эти места очень богаты талантами. Так, село Солотча — это родина известного гравера Пожалостина, художников Ар­хипова и Малявина, скульптора Голубкина. Здесь же встре­чается герой-рассказчик и с теткой Сергея Есенина, который родился неподалеку от Солончи.

Событийный план повести представлен историей похода героев на Поганое озеро и историей незадачливого московс­кого рыболова. В первом сюжете герои чуть не потеряли свое­го товарища, писателя Гайдара, который в одиночестве пошел искать Поганое озеро, которое имело в народе дурную славу. Однако потом Гайдар нашелся — на поиски его отправился еще один путник с компасом. История незадачливого рыболова-москвича придает всему повествованию комический оттенок. В образе этого человека автор представил нам героя, не приспособленного к жизни в лесу, на природе. Он неловок, лишает всех завтрака, нечаянно угодив ногой в приготовлен­ную яичницу и разбив кувшин с молоком. Рыба у него не клю­ет. Когда же ему удалось вдруг выудить огромную щуку, то пока он любовался и восторгался ей, «щука примерилась, мигнула глазом и со всего размаха ударила старика хвостом по щеке», сбив с него пенсне.

Таким образом, в повести писатель воссоздает неповтори­мый мир чистой, первозданной природы. И основной прин­цип Паустовского — найти прекрасное в обыденном. Он го­ворит о том, как необыкновенна эта простая земля. «Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким не­бом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к кото­рому не забудется, как никогда не забывается первая любовь».


Статьи по теме